Чтобы подогреть воздух и облегчить пуск дизеля во всасывающем коллекторе устанавливается электрофакельный подогреватель дизеля Д-245 трактора МТЗ-100 и МТЗ-102. От аккумуляторной батареи электроток подводится раздельно к катушке электромагнита (7) и к спирали (10) [рис. 1]. Подогреватель вводится в работу тем же включателем, что и стартер.
Рис. 1. Предпусковой электрофакельный подогреватель дизеля Д-245 трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Болт штуцера;
2) – Дозирующий элемент;
3) – Гайка;
4) – Токоподводящая клемма спирали;
5) – Штуцер;
6) – Пружина перепускного клапана;
7) – Катушка электромагнита;
8) – Клапан;
9) – Корпус клапана;
10) – Спираль;
11) – Кожух;
12) — Токоподводящая клемма катушки электромагнита.
В первом положении включателя ток поступает в цепь спирали накаливания и вызывает на ней (совместно с последовательно соединёнными контрольным элементом ПД50-В и добавочным сопротивлением СЭ50-В) падение напряжения в 10 В. Добавочное сопротивление и контрольный элемент расположены на щитке приборов трактора. За 15-20 секунд происходит разогрев спирали до температуры примерно 950 градусов.
Во втором положении включателя одновременно со стартером в цепь электротока включается катушка электромагнита. Спираль подогревателя при этом остаётся включённой. Контрольный элемент и добавочное сопротивление шунтируются, но напряжение на спирали остаётся прежним за счёт падения напряжения на стартере.
Катушка электромагнита (7) втягивает якорь (8), соединённый с клапаном. Топливо вытекает из корпуса клапана через открывшееся отверстие, попадает на раскалённую спираль и воспламеняется. Далее в процессе пуска дизеля топливо подаётся подкачивающей помпой топливного насоса.
Подача топлива, не превышающая 12 см3/мин, обеспечивается при помощи дозирующего элемента (2), состоящего из трёх войлочных дисков, поджатых гайкой (3).
После пуска дизеля трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 одновременно с автоматическим отключением стартера (дополнительное реле стартера РС502 обесточено) теряет питание и катушка электромагнита (7). Якорь (8) под воздействием пружины смещается в исходное положение, перекрывает отверстие в корпусе клапана, тем самым прекращая поступление топлива на спираль.
Выключение стартера влечёт за собой прерывание цепи спирали накаливания – работа подогревателя полностью прекращается.
Возвращение ключа включателя ВК-31Б в исходное положение вызывает и прекращение подачи тока на спираль накаливания, то есть происходит обесточивание подогревателя.
Предпусковой электрофакельный подогреватель не требует специального обслуживания.
В процессе эксплуатации трактора требуется периодический контроль надёжности крепления подогревателя, электропроводки и топливопровода. По мере необходимости следует прочищать отверстие-жиклёр в болте штуцера (1).
Регулировка момента включения подогревателя и зазора между сердечником и штуцером осуществляется на заводе. При эксплуатации не требуется их дополнительная регулировка.