Техническое обслуживание смазочной системы подразумевает проведение комплекса мероприятий, призванных обеспечить нормальную работу механизмов и агрегатов и длительное сохранение заданных свойств смазочного материала.
Перед пуском двигателя ежедневно следует проверять и (в случае необходимости) доливать в картер масло до требуемого уровня (рядом с меткой «B» указателя уровня на двигателе КамАЗ-740 либо верхняя метка на остальных двигателях). Двигатель необходимо заправлять определённым заводом-изготовителем сортом масла. Заливка масла должна выполняться с применением специальной чистой ёмкости, снабжённой сетками (фильтрующими элементами). Также нужно контролировать нормальный уровень масла. Повышенный уровень влечёт за собой увеличенный заброс масла на зеркало цилиндров, дымление, а также ухудшение функционирования деталей поршневой группы. В случае недостаточного количества масла в поддоне картера произойдёт ухудшение смазывания деталей.
Ввиду того, что в процессе работы двигателя масло утрачивает свои смазочные свойства, его требуется периодически менять. Из картера масло сливается при прогретом двигателе, а перед заливкой чистого выполняется очистка ротора центробежного масляного фильтра. Периодичность замены масла, также очистка фильтров для некоторых типов двигателей приведена в [табл. 1].
Таблица 1. Периодичность проведения работ при техническом обслуживании смазочных систем некоторых двигателей.
Виды работ | Периодичность выполнения для двигателей | ||||
Д-240 | СМД-62 и СМД-66 | КамАЗ-740 | ЗИЛ-130 | ЗМЗ-53 | |
Замена масла в картере двигателя | 240 мото/ч | 240 мото/ч | ТО-4000 (3-4 тыс. км пробега) | ТО-2 (5-9 тыс. км пробега) | ТО-2 (6-10 тыс. км пробега) |
Проверка уровня масла в картере двигателя | Перед каждым пуском двигателя | Перед пуском двигателя и после каждых 500 км пробега | |||
Очистка и промывка ротора центрифуги | 240 (120 мото/ч) | ТО-2 | ТО-4000 | ТО-2 | ТО-2 |
Промывка фильтрующих элементов полнопоточных фильтров очистки масла | — | — | ТО-4000 | — | — |
Промывка фильтрующих элементов фильтра турбокомпрессора | — | ТО-2 | — | — | — |
Промывка набивки фильтра либо сапуна системы вентиляции картера | 240 мото/ч | 240 мото/ч | — | ТО-2 | ТО-2 |
Очистка грязесборников шатунных шеек коленчатого вала | При очередном демонтаже двигателя с целью ремонта | ||||
Промывка смазочной системы | 240 мото/ч | 240 мото/ч | ТО-4000 | ТО-2 | ТО-2 |
Промывка картера либо поддона картера двигателя | Один раз в сезон при подготовке двигателя к зимней (летней) эксплуатации либо замене масла |
Смазочная система тракторных двигателей в процессе замены масла промывается посредством специальной системы с применением жидкости, состоящей из 20% моторного масла и 80% дизельного топлива. У автомобильных двигателей в картер для промывки заливается масло, применяемое для смазывания двигателя. Затем двигателю дают поработать в пределах 8-10 мин с малой частотой вращения коленвала. Далее промывочное масло сливается и смазочная система заполняется свежим маслом.
Техническое обслуживание смазочной системы также подразумевает постоянный контроль за давлением масла. В [табл. 2] приведены регламентируемые значения давления масла в главной масляной магистрали (для различных двигателей) при номинальной частоте вращения коленвала. Отклонение давления от табличных значений говорит о неисправности смазочной системы. Возможно резкое падение давления вследствие утечки масла из маслопроводов, выходе из стоя масляного насоса либо неправильной работы манометра (указателя давления), редукционного, предохранительного либо сливного клапанов. Регулировка давления в системе выполняется посредством затяжки пружины сливного клапана. При сезонной (подготовка к летней либо зимней эксплуатации) либо полной замене масла рекомендуется снимать поддон картера двигателя, очищать его от загрязнений, а также промывать в керосине.
Таблица. 2. Основные параметры шестерённых насосов тракторов и автомобилей сельскохозяйственного назначения.
Параметры | Марка двигателя (тип насоса) | |||||
Д-240 (одно-секци-онный) | СМД-62 (двух-секци-онный) | СМД-66 (одно-секци-онный) | КамАЗ-740 (двух-секци-онный) | ЗМЗ-53 (двух-секци-онный) | ЗИЛ-130 (двух-секци-онный) | |
Подача масла: | ||||||
верхней (основной) секцией | в смазо-чную систему, центри-фугу и масляный радиатор | в центри-фугу и смазо-чную систему | в центри-фугу, смазо-чную систему и масляный радиатор | в полно-поточный фильтр и смазо-чную систему | в смазо-чную систему и масляный радиатор | в смазо-чную систему и центри-фугу |
нижней (дополни-тельной) секцией | — | в масляный радиатор | — | в центри-фугу и масляный радиатор | в центри-фугу | в масляный радиатор |
Привод вала насоса | от шестерни коленчатого вала | от шестерни распределительного вала | ||||
Подача насоса, не менее (л/мин): | ||||||
основной секции | 36 | 70 | 80 | 80 | 60 | 50 |
дополни-тельной секции | — | 18,5 | — | 20 | 15 | 23 |
Частота вращения вала насоса (об/мин) | 2320 | 1870 | 1900 | 2800 | 1700 | 1600 |
Давление в главной магистрали при температуре масла 80-95 град. Цельсия, не менее (МПа): | ||||||
при номинальной частоте вращения коленчатого вала | 02-03 | 0,2-0,3 | 0,3-0,5 | 0,4-0,55 | 0,2-0,275 | 0,25-0,3 |
при минимальной частоте вращения коленчатого вала | 0,08 | 0,12 | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0,1 |
Техническое обслуживание системы вентиляции картера включает в себя периодическую промывку фильтра либо набивку сапуна в дизельном топливе либо керосине и очистку газоотводящей трубы. По завершении набивки сапуна либо фильтра в керосине, их необходимо высушить, а потом опустить в масло. После того, как масло стечёт, фильтр либо набивку нужно обтереть снаружи и установить на место.
Ежедневно следует проверять исправность масляной центрифуги (на слух) после остановки двигателя. Центрифуга исправна, если после остановки двигателя прослушивается (в течение 30-60 с) характерное гудение ротора, вращающегося по инерции.