На [рис. 1, А] представлена схема установки турбокомпрессора, а также принцип его работы. Из цилиндра двигателя выпускные газы поступают на сопловый венец, далее на колесо турбины (3), затем в трубопровод (4), и через глушитель (на схеме не показан) в атмосферу. Компрессор (6) засасывает воздух, сжимает его, и под давлением нагнетает по трубопроводу (1) в цилиндр двигателя.
Рис. 1. Турбокомпрессор дизельного двигателя.
А) – Схема работы турбокомпрессора:
1) – Впускной трубопровод;
2) – Трубопровод отработавших газов;
3) – Сопловый венец газовой турбины;
4) – Трубопровод отработавших газов;
5) – Центробежный компрессор;
6) – Компрессор;
7) – Газовая турбина;
8) – Вал;
9) – Цилиндр двигателя;
Б) – Конструктивная схема турбокомпрессора:
1) – Фланец для крепления турбокомпрессора;
2) – Вставка турбины;
3) – Корпус турбины;
4) – Средний корпус;
5) – Отверстие для слива масла;
6) – Прокладка корпуса компрессора;
7) – Резиновое кольцо;
8) – Корпус компрессора;
9) – Нагнетательный патрубок;
10) – Прокладка вставки компрессора;
11) – Диск уплотнения компрессора;
12) – Колесо компрессора;
13) – Вал колеса;
14) – Входной патрубок компрессора;
15) – Маслоотражатель;
16) – Уплотнительное кольцо;
17) – Вставка компрессора;
18) – Улитка компрессора;
19) – Отверстия под болты;
20) – Лопаточный диффузор;
21) – Стопорное кольцо;
22) – Резиновое кольцо;
23) – Шпильки крепления корпуса компрессора;
24) – Фиксатор подшипника;
25) – Прокладка фиксатора;
26) – Вал ротора;
27) – Прокладка диска уплотнения турбины;
28) – Диск уплотнения турбины;
29) – Сопловый венец;
30) – Кожух корпуса турбины;
31) – Шпилька крепления вставки турбины;
32) – Уплотнительное кольцо;
33) – Колесо турбины;
34) – Уплотнительная втулка;
35) – Патрубок для отвода газа из турбины;
36) – Подшипник вала ротора;
37) – Экран;
38) – Уплотнительное кольцо;
39) – Щиток.
Турбокомпрессор [рис. 1, Б] включает в себя турбинное (33) и компрессорное (12) колёса, закреплённые на общем валу (26), который вращается в подшипнике (плавающей втулке) (36). Смазка подшипника вала осуществляется моторным маслом (под давлением), которое подводится через фиксатор (24). Специальные кольца (16) и (32) уплотняют выводные концы вала. Через отверстие (5) масло сливается в картер дизельного двигателя. Через патрубок (35) отводятся газы, а по нагнетательному патрубку (9) к дизельному двигателю поступает воздух.
Турбокомпрессор подаёт сжатый воздух в замкнутое пространство между блоками либо впускной трубопровод, откуда он направляется в цилиндры дизельного двигателя.