Воздухоочистители современных дизельных двигателей задерживают практически всю пыль, которая содержится в засасываемом воздухе, за счёт чего обеспечивается сравнительно большой ресурс цилиндропоршневой группы. Воздухоочистители по своей конструкции подразделяются на три группы:
1) – инерционные;
2) – масляные;
3) – комбинированные.
Широкое распространение получили воздухоочистители комбинированного типа.
Инерционно-масляный воздухоочиститель [рис. 1, А] применяется на дизельных двигателях Д-37Е и Д-37М. Его фильтр состоит из трёх элементов очистки. Вверху размещён сухой инерционный фильтр, в чьём завихрителе (16) закручивается воздух, а крупные частицы пыли отделяются и выбрасываются наружу через щели (18). Воздух, прошедший данным способом предварительную очистку, устремляется вниз по трубе, оставляет в масляной ванне основное количество пыли и через фильтрующие элементы (8) из капроновой щетины, а также (5) и (4) из мелкопористого пенополиуретана проходит во впускную трубу дизельного двигателя.
Рис. 1. Воздухоочиститель дизельного двигателя.
А) – Воздухоочиститель двигателя Д-37М:
1) – Сухоочиститель;
2) – Стяжной хомут;
3) – Патрубок;
4) – Фильтрующий элемент (пенополиуретан);
5) – Фильтрующий элемент (пенополиуретан);
6) – Корпус;
7) – Уплотнительное кольцо;
8) – Фильтрующий элемент (капроновая щетина);
9) – Кассета;
10) – Поддон;
11) – Масляная ванна;
12) – Выдавка;
13) – Замок;
14) – Головка;
14) – Центральная труба;
16) – Завихритель;
17) – Крышка;
18) – Щель;
Б) – Воздухоочиститель двигателя СМД-60 и СМД-62:
1) – Фланец;
2) – Центральная труба;
3) – Патрубок отсосной трубки;
4) – Бункер;
5) – Нижний поддон;
6) – Циклон;
7) – Кожух;
8) – Верхний поддон;
9) – Рефлектор;
10) – Сетка;
11) – Резиновое кольцо;
12) – Кассета из вязаной проволоки;
13) – Каркас кассеты;
14) – Кольцо;
15) – Барашковая гайка;
16) – Резиновая прокладка;
17) – Фильтрующий элемент (поропласт);
18) – Каркас фильтрующего элемента;
19) – Крышка воздухоочистителя;
20) – Скоба;
21) – Кронштейн;
22) – Резиновая втулка;
23) – Барашковая гайка;
24) – Стяжная шпилька;
25) – Траверса;
26) – Резиновое кольцо;
27) – Пружина;
28) – Резиновое кольцо;
29) – Уплотнительное кольцо капота.
Воздухоочиститель [рис. 1, Б] используемый на дизельных двигателях СМД-60 и СМД-62, имеет три ступени очистки:
1) – инерционные трубки (6) или циклоны, над которыми размещены кассеты фильтрующих элементов;
2) – кассета (12) из вязаной проволочной сетки, смоченная в масле;
3) – фильтрующий элемент (17) из пенополиуретана.
Воздух, всасываемый через сетку (10), поступает к циклонам (6), ввиду того, что ему закрыт прямой доступ к кассетам. В циклон он входит по касательной и вращается с большой скоростью. Пыль при этом отделяется и спускается в бункер (4) по стенкам циклона, тогда как воздух меняет направление и поднимается по центральной трубе циклона ко второй и третьей ступеням.
По центральной трубе (2) воздухоочистителя чистый воздух поступает в турбокомпрессор, а потом в цилиндры двигателя. По патрубку (3) пыль отсасывается эжектором, смонтированным в выпускной трубе дизельного двигателя.
Глушители шума выпускных газов используются на всех современных автомобилях и тракторах. Глушение шума происходит за счёт активного и реактивного уменьшения амплитуд колебаний газового потока. С этой целью газ в глушителе несколько раз расширяется, при этом изменяя свою скорость, а также направление движения. Вместе с функцией глушения тракторные глушители ещё выполняют функции искрогашения.