Вращение от пускового двигателя П-350 к дизелю СМД-60 (СМД-62) передаётся через блок шестерён [рис. 1] и одноступенчатый редуктор [рис. 2].
Рис. 1. Установка насоса предпусковой прокачки системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Шестерня промежуточная пускового двигателя;
2) – Картер маховика;
3) – Блок шестерён привода редуктора;
4) – Шестерня редуктора;
5) – Редуктор;
6) – Шестерня привода насоса;
7) – Сливная пробка;
8) – Насос предпусковой прокачки;
9) – Трубка подачи масла;
10) – Трубка забора масла;
11) – Пробка контрольного отверстия;
12) – Пробка заливного отверстия;
13) – Накидная гайка;
14) – Корпус обратного клапана;
15) – Прокладка;
16) – Плунжер клапана;
17) – Пружина;
18) – Стопорное кольцо;
19) – Регулировочный упор пружины;
20) – Отверстие для удаления воздуха из клапана;
21) – Отверстие для удаления воздуха из клапана.
Передаточное отношение редуктора пускового двигателя равно 24,1. Пусковые обороты двигателя СМД-60, СМД-62 составляют 160 об/мин. Редуктор снабжён многодисковой муфтой (8) [рис. 2], обгонной муфтой (7) и (17) и автоматом отключения бендикса (шестерни) (12).
Рис. 2. Редуктор пускового двигателя П-350 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Передний подшипник;
2) – Вал редуктора;
3) – Упорный подшипник;
4) – Корпус редуктора;
5) – Упорный подшипник;
6) – Диск нажимной;
7) – Втулка обгонной муфты;
8) – Муфта включения;
9) – Шестерня муфты сцепления;
10) – Задний подшипник вала;
11) – Защитная втулка;
12) – Бендикс (шестерня включения);
13) – Груз механизма отключения;
14) – Держатель грузов;
15) – Толкатель;
16) – Возвратные пружины;
17) – Ролик обгонной муфты;
18) – Подвижный упор;
19) – Рычаг включения муфты редуктора;
20) – Валик управления муфтой;
21) – Контрольная пробка уровня смазки в редукторе;
22) – Валик включения муфты.
Корпус редуктора пускового двигателя П-350 прикреплён к картеру маховика основного двигателя посредством трёх болтов. На валу редуктора (вращается в паре шарикоподшипников (1) и (10)) свободно посажена шестерня (9) с бронзовой втулкой. К шестерне (9) приклёпан барабан, являющийся в дисковой муфте (8) ведущим. С барабаном ведущие диски соединены пазами, а ведомые – посредством втулки (7) обгонной муфты. Включение муфты осуществляется поворотом рычага (19). Втулка (7) снабжена пазами, в которых перекатываются четыре ролика (17). Когда вращение передаётся от пускового двигателя П-350, ролики заклинивают втулку на валу и шестерне (12) сообщается включение. Шестерня включения имеет шлицевое соединение с валом редуктора, а также входит в зацепление с венцом маховика основного двигателя.
Включение шестерни в зацепление с маховиком выполняется рычагом, размещённом на картере маховика, а выключение – посредством автомата, в состав которого входит держатель грузов (14), пара грузов (13), толкатель (15) и пара пружин (16).
Запуск двигателя СМД-60 (СМД-62) трактора Т-150 (Т-150К) осуществляется в следующем порядке: шестерня включения (12), которая свободно передвигается на шлицах вала редуктора, вводится в зацепление с венцом маховика основного двигателя рычагом, затем необходимо запустить пусковой двигатель П-350 и включить муфту редуктора с помощью рычага (19). При этом осевое усилие через упорный подшипник (3) передаётся нажимному диску (6), сжимающему ведущие и ведомые диски муфты. Движение передаётся втулке (7), которая с помощью роликов (17) заклинивается на валу и вместе с ним вращается. Вращаясь, шестерня (12) прокручивает коленвал основного двигателя.
После запуска происходит быстрый рост числа оборотов коленвала основного двигателя, а вращение от него начинает передаваться валу редуктора пускового двигателя. При этом ролики (17) за счёт разности скоростей начинают проскальзывать на валу, а также перекатываться в пазах втулки в сторону профиля с большим радиусом, тем самым освобождая от заклинивания втулку. Втулка начинает свободно вращаться на роликах (независимо от оборотов вала редуктора) и пусковой двигатель П-350 отключается, что позволяет после запуска основного двигателя предохранить пусковой двигатель от «разноса».
В процессе увеличения количества оборотов коленвала основного двигателя грузы (13) механизма отключения под воздействием центробежной силы расходятся и, выходя из зацепления, освобождают держатель (14). Под воздействием пружин (16) толкатель (15) перемещает держатель грузов с шестернёй (12) и выводит её из зацепления с венцом маховика.
Втулка (11), установленная на шестерне (12) для защиты шлиц от пыли, удерживается стопорным кольцом.
Техническое обслуживание редуктора пускового двигателя П-350 включает в себя периодическую смазку и регулировку положения рычагов включения муфты и бендикса (шестерни) с целью обеспечения «чистого» включения/выключения, которое выполняется из кабины трактора Т-150 и Т-150К.
Необходимо учитывать, что из-за присутствия в редукторе смазки, вал редуктора может «вести» при выключенной муфте. Поэтому не следует включать бендикс (шестерню) (12) при работающем пусковом двигателе. Её включение необходимо производить только перед запуском пускового двигателя.
В летнее время смазка редуктора пускового двигателя осуществляется дизельным маслом, а в зимнее — смесью (1:1) дизельного масла и дизельного топлива.
При ТО-2 проверяется уровень смазки, а при ТО-3 – смазка заменяется на свежую. Для слива смазки используется отверстие, расположенное в корпусе насоса предпусковой прокачки масла, которое закрывается пробкой (7) [рис. 1]. Редуктор пускового двигателя П-350 следует промыть дизельным топливом, перед тем как заливать в него чистое масло. Заливка масла производится через отверстие, закрытое пробкой (12), до уровня контрольного отверстия (11).
На двигателях 1971-1972 г.в. устанавливался редуктор, чьё контрольное отверстие находилось на корпусе, а объём заливаемого масла составлял 300 см3. С целью улучшения смазывания (с 1973 г) на редукторах увеличен объём заливаемого масла до 500 см3. Увеличение объёма смазки привело к переносу контрольного отверстия на крышку. На двигателях 1971-1972 г.в. рекомендуемый объём заливаемого масла составляет 500 см3.
Через 480 мото/ч (через одно ТО-2) необходимо проверять наличие смазки в полости расположения блока шестерён и доливать её до положенного уровня. Заливное отверстие находится на картере пускового двигателя П-350, а контрольное отверстие уровня расположено на картере маховика.
Через 480 мото/ч производится проверка и подрегулировка положения рычагов включения муфты редуктора и бендикса (шестерни). Съём и установка редуктора осуществляются при включенном положении бендикса (шестерни).