Левый и правый выпускной коллекторы двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К располагаются в развале цилиндров и крепятся к головкам цилиндров посредством шпилек. Выходные патрубки выпускных коллекторов соединяются с турбокомпрессором с помощью сильфонных компенсаторов [рис. 1], конструкция которых позволяет изменять расстояние между корпусом турбины и фланцами коллекторов за счёт теплового расширения деталей во время работы дизеля. В основе сильфонного компенсатора лежит двухслойная гофрированная труба (1), выполненная из жаропрочной стали. К концам трубы приварены кольца (3) и защитные экраны (4) (входят внутрь трубы). Фланцы (2) надеты (свободно) на кольца (3) перед приваркой и могут быть повёрнуты при монтаже вокруг оси. Между фланцами сильфонных компенсаторов, корпусом турбины и фланцами выхлопных коллекторов установлены асбостальные прокладки.
Рис. 1. Компенсатор сильфонный системы выпуска двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Сильфон;
2) – Фланец;
3) – Кольцо фланца;
4) – Кольцо-экран.
Выхлопная труба (3) [рис. 2] закреплена на картере маховика посредством кронштейна. На её верхнем конце хомутом (4) закреплён глушитель (6) шума отработавших газов. В его основе лежит резонансная камера с проходящей внутри неё трубой с отверстиями (5).
Рис. 2. Система выпуска отработанных газов двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Компенсатор сильфонный;
2) – Уплотнительные поршневые кольца;
3) – Выхлопная труба;
4) – Хомут крепления глушителя;
5) – Перфорированная труба глушителя;
6) – Глушитель;
7) – Хомут крепления эжектора;
8) – Эжектор;
9) – Трубка эжектора;
10) – Шланг соединительный;
11) – Отсосная трубка от воздухоочистителя к эжектору;
12) – Крышка.
Эжектор (8) крепится стяжным хомутом (7) сверху к трубе глушителя. Трубка (9) установлена в зауженной части эжектора. За счёт большой скорости истечения газов в узкой части эжектора в трубке (9) создаётся разряжение, которое через отсосную трубку (11) передаётся в пылесборный бункер воздухоочистителя. Происходит отсасывание пыли из бункера и она выбрасывается в атмосферу вместе с отработанными газами.
Крышка (12) с противовесом шарнирно установлена у верхнего края эжектора. При неработающем двигателе она находится в опущенном положении, закрывая трубу и защищая её от атмосферных осадков. Когда двигатель работает, крышка открывается под воздействием давления отработанных газов.
Соединение патрубка турбокомпрессора с выхлопной трубой – телескопическое, в осевом направлении не фиксируемое, за счёт чего достигается компенсация температурного расширения деталей системы выпуска. Для уплотнения стыка применены компрессионные кольца (2), заимствованные у двигателя Д-50. Требуется периодическая проверка состояния уплотнения. Повышенная загазованность подкапотного пространства трактора Т-150 и Т-150К является признаком закоксовывания, а также потери упругости колец. Уплотнительные кольца должны быть упругими, а перемещение в канавках – свободным. Замки уплотнительных колец необходимо развести в противоположные стороны. Кольца, потерявшие упругость, нужно заменить новыми.
Качество работы воздухоочистителя двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К имеет прямую зависимость от плотности шланговых соединений отсосной трубки (11) системы эжекции. При нарушении герметичности в соединениях начинается подсос воздуха и прекращается отсос пыли из бункера воздухоочистителя. Поэтому требуется периодическая проверка плотности шланговых соединений. Шланги с разрывами нужно заменить новыми, а ослабленные стяжные хомуты крепления шлангов – подтянуть.