На пусковых двигателях П-10УД, ПД-8М, П-350 и прочих используется однодиффузорный беспоплавковый карбюратор 11.1107 с горизонтальной смесительной камерой. Также он применяется в резервной системе питания бензином двигателя, функционирующего на газообразном топливе.
Рис. 1. Однодиффузорный беспоплавковый карбюратор 11.1107.
А) – Принципиальная схема;
Б) – Общий вид;
1) – Воздушная заслонка;
2) – Диффузор;
3) – Дроссельная заслонка;
4) – Штуцер;
5) – Пружина;
6) – Жиклёр-распылитель;
7) – Топливный клапан;
8) – Седло клапана;
9) – Крышка;
10) – Диафрагма;
11) – Балансировочное отверстие;
12) – Утопитель;
13) – Рычажок;
14) – Топливный канал системы холостого хода;
15) – Эмульсионный канал системы холостого хода;
16) – Выходные отверстия системы холостого хода;
17) – Жиклёр холостого хода;
18) – Регулировочный винт холостого хода;
19) – Воздушный канал системы холостого хода;
20) – Топливный канал;
21) – Седло топливного клапана;
22) – Фильтр;
23) – Рычажок ручного управления дроссельной заслонкой;
24) – Рычажок управления воздушной заслонкой;
25) – Гайка-барашек;
26) – Крышка патрубка воздушной заслонки;
27) – Прокладка;
28) – Прокладка;
29) – Регулировочный винт.
Главное дозирующее устройство карбюратора включает в себя жиклёр-распылитель (6), топливный клапан (7) и седло (8) клапана. Система холостого хода состоит из воздушного канала (19), жиклёра (17), регулировочного винта (18), топливного (14) и эмульсионного (15) каналов, а также выходных отверстий (16).
В камеру над диафрагмой (10) топливо поступает через штуцер (4), фильтр (22) и отверстие седла (21), клапан (20) находится в открытом состоянии. В процессе работы двигателя топливо из данной полости высасывается через жиклёр-распылитель и в полости понижается давление. Через балансирное отверстие (11) полость над диафрагмой сообщается с окружающей средой. Диафрагма прогибается за счёт разности давлений в полостях и нажимает на конец рычажка (13), преодолевая усилие пружины (5). Укреплённый на противоположном конце рычажка (13) топливный клапан (20) отходит от седла (21) и топливо начинает поступать в полость над диафрагмой и заполнять её. Как только давление выравнивается – диафрагма занимает своё первоначальное положение. Под воздействием усилия пружины (5) рычажок (13) также возвращается в прежнее положение, а клапан (20) перекрывает топливу доступ в полость над диафрагмой.
В процессе пуска холодного двигателя следует полностью открыть дроссельную заслонку (3), а воздушную заслонку (1) лишь приоткрыть. За счёт того что воздушная заслонка препятствует поступлению в смесительную камеру воздуха, в ней создаётся (даже при минимальной частот вращения коленвала) значительное разрежение, воздействие которого приводит к всасыванию топлива из жиклёра-распылителя (6) и эмульсии из отверстий (16). При этом происходит образование богатой смеси.
Карбюратор 11.1107 имеет утопитель (12), который облегчает пуск двигателя. Нажатие на утопитель приводит к принудительному прогибанию диафрагмы и заполнению полости над ней топливом.
Прогретый двигатель пускается аналогично холодному лишь с тем отличием, что не закрывается воздушная заслонка.
В процессе работы ДВС на холостом ходу качество смеси регулируется посредством винта (18), вывёртывание которого приводит к обеднению смеси, а ввёртывание – к её обогащению. Винт (29) служит для установки минимальной устойчивой частоты вращения коленвала ДВС на холостом ходу.
При работе ДВС с нагрузкой дроссельная заслонка (3) открыта, вследствие чего в диффузоре (2) большое разрежение, которое вызывает истечение топлива из жиклёра-распылителя (6). В то же время у выходных отверстий (16) системы холостого хода разрежения настолько низкое, что через жиклёр (17) нет поступления топлива.
При увеличении частоты вращения коленвала ДВС увеличивается разрежение в диффузоре, но количество поступающего из жиклёра-распылителя (6) топлива уменьшается. Это происходит из-за того, что через каналы (19) и (14) и жиклёр (17) подсасывается воздух в полость над диафрагмой, за счёт чего снижается разрежение у жиклёра-распылителя. Следовательно, с ростом частоты вращения коленвала ДВС смесь не обогащается.