Регулировка полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-100. Натяжение гусеницы регулируется винтом (2) [рис. 1], между торцами амортизирующей пружины расстояние должно составлять 300±5 мм. Контролировать размер следует после проезда трактором 5-10 м. Натяжение гусеницы, а также её давление на грунт имеют прямую зависимость от способа монтажа амортизатора на кронштейне. При одном и том же сжатии пружины натяжение гусеницы будет максимальным, а давление на грунт минимальным, если амортизатор закреплён в нижнем отверстии кронштейна, и наоборот – если амортизатор закреплён в верхнем положении. В случае монтажа амортизатора в среднем отверстии обеспечивается промежуточное значение данных величин.
Рис. 1. Пружинный амортизатор полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Крышка крепления амортизатора на нижней опоре;
2) – Регулировочный винт;
3) – Контргайка;
4) – Полукольцо;
5) – Нижняя опора пружины;
6) – Внутренняя труба;
7) – Наружная труба;
8) – Пружина амортизатора;
9) – Верхняя опора пружины;
10) – Шарнир верхней опоры пружины.
Место монтажа амортизатора необходимо выбирать, принимая в расчёт проходимость трактора МТЗ-100 (МТЗ-102). Если трактор на полугусеничном ходу в процессе работы оставляет под передними колёсами глубокую колею, необходимо увеличить давление натяжного колеса, то есть следует установить амортизатор в среднее либо верхнее отверстие. В случае оставления трактором слабовыраженной колеи под передними колёсами – требуется установить амортизатор в нижнее отверстие.
Установка амортизатора в верхнее отверстие приводит к значительному уменьшению веса трактора, который приходится на передние колёса, и, как следствие, ухудшению его управления, в особенности при навешенных и поднятых в транспортное положение сельскохозяйственных орудиях либо машинах сзади трактора. Поэтому монтировать амортизатор в верхнее отверстие кронштейна нужно только после контроля управляемости агрегата.
Заводская регулировка подшипников натяжных колёс предполагает установку осевого зазора в пределах 0,08-0,2 мм. По мере износа подшипников данная величина зазора постепенно увеличивается, что влечёт за собой нарушение нормальной работы узла. В этой связи, возобновляя эксплуатацию полугусеничного хода, следует контролировать осевой зазор, для чего выполняется подъём натяжного колеса (при демонтированной гусенице) и, путём его покачивания в перпендикулярном плоскости вращения направлении, определяется наличие в подшипниках зазора.
Зазор в данных подшипниках регулируется в порядке, аналогичном порядку регулировки подшипников ступиц направляющих колёс.
Техническое обслуживание полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-102. ТО шин натяжных колёс полугусеничного хода, а также ведущих колёс трактора при монтаже на него полугусеничного хода заключается в поддержании давления в шинах натяжных колёс – 2,2 кгс/см2 (0,216 МПа) и ведущих колёс трактора – 1,4 кгс/см2 (0,137 МПа).
Стабильность размера шины (по ширине) улучшает её взаимодействие с гусеницей. Давление в шинах натяжных колёс полугусеничного хода минимизирует деформацию шин, а также устраняет контакт шины с бобышками грунтозацепов гусеницы и предотвращает износ боковых рёбер шин.