Порядок монтажа полугусеничного хода на трактор МТЗ-100 (МТЗ-102):
1) – сборка балансира с натяжным колесом, для чего необходимо отвернуть пять гаек (1) [рис. 1], надеть на болты (4) натяжное колесо и закрепить его;
Рис. 1. Натяжное устройство полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Гайка крепления диска колеса;
2) – Корончатая гайка;
3) – Крышка ступицы;
4) – Болт ступицы;
5) – Шина;
6) – Обод натяжного колеса;
7) – Диск натяжного колеса;
8) – Ступица;
9) – Ось натяжного колеса;
10) – Клин;
11) – Грязевой щиток;
12) – Крышка механизма регулирования колеи;
13) – Винт для регулировки колеи;
14) – Ось винта регулировки колеи;
15) – Резиновая прокладка;
16) – Заглушка;
17) – Кронштейн оси;
18) – Косынка;
19) – Продольная труба балансира;
20) – Нижняя опора амортизатора;
21) – Амортизатор;
22) – Палец крепления амортизатора;
23) – Кронштейн крепления верхней опоры амортизатора;
24) – Болт крепления балансира на рукаве полуоси;
25) – Кронштейн крепления балансира на рукаве полуоси;
26) – Серьга;
27) – Трубчатая ось;
28) – Поперечная труба балансира;
29) – Ребро.
2) – установка ведущих и направляющих колёс трактора на колею;
3) – демонтаж подножки трактора;
4) – размещение натяжных устройств таким образом, чтобы его колёса находились между задними и передними колёсами трактора так, чтобы балансир с обозначением «Лев» располагался с левой стороны трактора, а с обозначением «Прав» — с правой;
5) – монтаж натяжных устройств с кронштейнами (25) и закрепление их посредством гаек и болтов (24). Данные болты также служат для крепления кронштейна (23) к рукаву полуоси (их пропускают сверху вниз, тогда как остальные – снизу вверх);
6) – установка пружинных амортизаторов (21) и закрепление их на кронштейнах (23) посредством пальцев (22), а на опорах (20) – крышками (1) [рис. 2] посредством четырёх болтов. Пальцы (22) [рис. 1] необходимо шплинтовать с двух сторон;
Рис. 2. Пружинный амортизатор полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Крышка крепления амортизатора на нижней опоре;
2) – Регулировочный винт;
3) – Контргайка;
4) – Полукольцо;
5) – Нижняя опора пружины;
6) – Внутренняя труба;
7) – Наружная труба;
8) – Пружина амортизатора;
9) – Верхняя опора пружины;
10) – Шарнир верхней опоры пружины.
7) – монтаж натяжных колёс полугусеничного хода на размер колеи, который равен колее колёс трактора. Колея 1500 мм по натяжным колёсам регулируется только путём закрепления натяжного колеса на ступице таким образом, чтобы диск колеса своей выпуклой стороной был обращён наружу, а ось (9) натяжного колеса была задвинута до упора в кронштейн (17). Чтобы получить колею 1600 мм следует перевернуть натяжное колесо и закрепить его на ступице таким образом, чтобы выпуклая сторона диска была обращена в сторону трактора, с сохранением прежнего положения оси натяжного колеса. Получение колеи данного размера возможно и посредством винтового механизма, путём выдвигания оси из кронштейна, не прибегая при этом к перестановке натяжного колеса. Установка всех последующих размеров колеи в диапазоне 1600-1800 мм осуществляется посредством винтового механизма, который размещён на кронштейне оси. На [рис. 3] представлена рекомендуемая схема взаимного расположения кронштейна оси, ступицы, а также диска натяжного колеса при установке выбранного размера колеи. В процессе установки колеи посредством винтового механизма необходимо ослабить болты, передвинуть и демонтировать крышку (12) [рис. 1] механизма, освободить клин (10), ослабить затяжку гайки, и переместить ось (9) с натяжным колесом в кронштейне (17). Натяжные колёса при установленном на тракторе МТЗ-100 (МТЗ-102) полугусеничном ходе регулируются при ослабленной либо снятой гусенице;
Рис. 3. Рекомендуемая схема взаимного расположения кронштейна, ступицы, оси, а также диска натяжного колеса полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
8) – ввёртывание регулировочных винтов (2) [рис. 2] во внутренние трубы (6) амортизатора, предварительно ослабив контргайки (3), и максимальное приближение натяжных колёс к ведущим колёсам трактора;
9) – растягивание гусеницы грунтозацепами на грунт таким образом, чтобы расположение бобышек в гусенице совпадало с направлением рисунка протектора шины ведущего колеса. Путём перемещения трактора задним ходом следует наехать на гусеницы натяжными и ведущими колёсами. Колеса обтягиваются гусеницами таким образом, чтобы их стык располагался по центру верхней ветви между ведущим и натяжным колёсами;
10) – установка приспособления для монтажа гусеницы [рис. 4] путём снятия крайнего грунтозацепа со стороны коротких концов лент. В оставшихся крайних грунтозацепах нужно отвинтить контргайки, а также гайки болтов крепления грунтозацепов, после чего надеть на болты втулки (1) и (3) приспособления и закрепить их. Посредством вращения винта (2) следует стянуть ленту до совмещения отверстий, расположенных на её концах. Далее необходимо установить в месте стыка лент внахлёстку грунтозацеп с подкладками и накладками и закрепить их. Стягивание второй ленты гусеницы выполняется аналогично. Рекомендуется начинать стягивание гусеницы внутренней ленты, для чего нужно установить с внутренней стороны ленты планки (1) и (3). В процессе стягивания наружной ленты планки необходимо расположить с её наружной стороны. При возникающих во время соединения концов гусеницы затруднениях рекомендуется приподнять на 100-150 мм натяжное колесо путём вворачивания регулировочного винта амортизатора во внутреннюю трубу. С целью облегчения соединения концов гусеницы целесообразно осуществить снижение давления в натяжном колесе полугусеничного хода;
Рис. 4. Приспособление для монтажа гусениц полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Резьбовая втулка с планкой;
2) – Винт;
3) – Резьбовая втулка с планкой.
11) – отвёртывание гаек, которые зажимают планки приспособления и вращение винта в обратную сторону, что позволяет снять приспособление с болтом. Затем нужно установить накладки и надёжно затянуть гайки крепления грунтозацепов;
12) – проверка давления в шинах задних колёс трактора, а также натяжных колёс полугусеничного хода. Давление должно составлять 1,4 и 2,2 кгс/см2 (0,137 и 0, 216 МПа) соответственно;
13) – регулировка натяжения гусениц.