Контрольное сливное отверстие А располагается в водяном насосе между фланцем крепления и улиткой [рис. 1].
Рис. 1. Водяной насос системы охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Валик;
2) – Маслоотражательная шайба;
3) – Распорная пружина;
4) – Тарелка пружины;
5) – Тарелка пружины;
6) – Металлографитовая уплотнительная шайба;
7) – Прокладка;
8) – Входной патрубок;
9) – Гайка крепления крыльчатки;
10) – Крыльчатка;
11) – Кольцо из нержавеющей стали;
12) – Корпус насоса;
13) – Резиновая манжета самоподжимного торцового уплотнения;
14) – Самоподжимной уплотнительный сальник;
15) – Стопорное кольцо;
16) – Дистанционная втулка;
17) – Приводная шестерня;
18) – Шарикоподшипник;
19) – Гайка крепления приводной шестерни;
А) – Контрольное отверстие.
Засорение указанного отверстия в случае нарушения уплотнения влечёт за собой попадание воды (через кожух шестерён распределения) в картер. Через каждые 240 мото/часов работы трактора Т-130М надлежит производить очистку указанного отверстия при помощи проволоки.
Радиатор следует заправлять чистой водой с последующим плотным закрытием заливной горловины крышкой. Запрещается заливать холодную охлаждающую жидкость в радиатор перегретого двигателя во избежание образования трещин в рубашках цилиндров либо в головках.
По окончании работы в холодное время года необходимо сливать их системы охлаждения всю воду. Для этого требуется поставить трактор Т-130М в горизонтальное положение и отвернуть спускной кран (4). Кран установлен на водяном патрубке радиатора с левой стороны трактора. Для того чтобы полностью слить жидкость из водяной рубашки дизеля необходимо дополнительно открыть краник (50), ввёрнутый в крышку водораспределительной камеры блока с левой стороны дизеля.
Система охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М нуждается в периодическом полном удалении жидкости с целью очистки от накопившейся грязи и осадков. Эта операция технического обслуживания должна выполняться в конце рабочего дня, когда частицы грязи пребывают во взвешенном состоянии и легко сливаются с водой. Одновременно необходимо снимать крышку на задней стороне блока пускового двигателя для удаления осадков из водяной рубашки.
Водяная система нуждается в периодическом промывании и очистке содовым раствором во избежание ухудшения условий охлаждения дизеля из-за накипи, образующейся на стенках. Помимо этого, следует производить периодическую очистку паровоздушного клапана в крышке заливной горловины радиатора. С этой целью следует тщательно очистить щёткой детали клапана для удаления всех посторонних веществ. Нельзя использовать каких-либо очистительных растворов для промывания клапана во избежание повреждений уплотнений.
Чрезмерно быстрое повышение температуры и кипение воды при нормальной эксплуатации трактора Т-130М является признаком сильного засорения сердцевины радиаторов (при условии, что это не вызвано иными причинами). При сильном загрязнении надлежит снять радиатор с трактора. Если загрязнён только масляный радиатор, то очистка его выполняется на тракторе (открывать только решётку радиатора). При помощи мягкой металлической щётки нужно удалить пыль и грязь. Масляную грязь следует разжижить с помощью керосина либо дизельного топлива путём впрыскивания их на поверхность радиатора шприцем либо смачивая ветошью.
Глубоко въевшуюся между пластинами водяных радиаторов грязь следует удалять при помощи плоских деревянных палочек.
Очищенный радиатор нужно протереть сухой тряпкой либо продуть сжатым воздухом. Малозагрязнённые радиаторы следует промывать водой на тракторе. Необходимо периодически смазывать подшипники вентилятора и натяжного ролика, а также контролировать натяжение ремней.
Запуск дизеля Д-160 трактора Т-130М в холодное время года производится только после хорошего прогрева двигателя горячей водой.
Следует обращать особое внимание на прогрев водяного насоса, потому что при низких температурах окружающего воздуха детали двигателя охлаждаются с образованием на их внутренних стенках капелек конденсирующейся влаги. При замерзании её крыльчатка «прихватывается» по торцам к корпусу и раструбу водяного насоса.
Запуск дизеля Д-160 трактора Т-130М с непрогретым водяным насосом может повлечь разрушение крыльчатки, а также выход из строя водяного насоса. В этой связи прогревание водяного насоса осуществляется путём заливки горячей воды в дизель.