Регулятор ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М


* * *

Регулятор ТНВД – центробежного типа, всережимный. Вал (2) [рис. 1 и 2] привода регулятора смонтирован в корпусе на паре втулок: впереди – на втулке (35), которая запрессована в корпус (34) подшипника, а сзади – на втулке (3), которая установлена в корпус насоса. Втулка (3) является опорой кулачковому валу насоса, а также валу (2) регулятора. На валу регулятора расположена приводная шестерня (26), имеющая на ободе (с передней стороны) около впадин зубьев четыре метки: 1; 2; 3; 4, которые расположены через 90 град. одна от другой. Цифры (метки) служат для установки момента начала подачи топлива секциями ТНВД. Шестерни (1) и (36) привода топливоподкачивающего насоса (42), а также работомера (37) изготовлены заодно с валом.

Регулятор ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 1. Регулятор ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Шестерня привода подкачивающей помпы;

2) – Вал привода регулятора и топливного насоса;

3) – Втулка заднего подшипника;

4) – Сальник;

5) – Трёхплечий рычаг регулятора;

6) – Регулировочная тяга к рейке топливного насоса;

7) – Упор минимальной частоты вращения;

8) – Пружина регулировочного болта упора минимальной частоты вращения;

9) – Пружина регулятора;

10) – Регулировочный болт упора минимальной частоты вращения;

11) – Стопорная втулка регулировочных болтов;

12) – Крышка люка регулировочных болтов;

13) – Пружина регулировочного болта упора максимальной частоты вращения;

14) – Регулировочный болт упора максимальной частоты вращения;

15) – Одноплечий рычаг регулятора;

16) – Втулка верхнего подшипника вертикального валика регулятора;

17) – Вертикальный валик регулятора;

18) – Крышка верхнего люка корпуса регулятора;

19) – Маслоподводящая трубка;

20) – Ролик рычага регулятора;

21) – Игольчатый подшипник;

22) – Упорный шарикоподшипник муфты регулятора;

23) – Верхний валик рычагов регулятора;

24) – Подвижная муфта регулятора;

25) – Двуплечий рычаг регулятора;

26) – Шестерня привода регулятора и топливного насоса;

27) – Груз регулятора;

28) – Упорный шарикоподшипник вертикального валика регулятора;

29) – Фланец корпуса шарикоподшипника;

30) – Корпус шарикоподшипника;

31) – Регулировочные прокладки;

32) – Упорные плиты;

33) – Упорный диск;

34) – Корпус переднего подшипника приводного вала;

35) – Втулка переднего подшипника;

36) – Шестерня привода работомера;

37) – Работомер;

38) – Нижний валик трёхплечего рычага;

39) – Коническая пара шестерён привода вертикального валика регулятора;

40) – Направляющие штифты;

41) – Упор максимальной частоты вращения;

42) – Топливоподкачивающий насос;

43) – Шестерня валика топливоподкачивающего насоса.

Схема работы регулятора ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 2. Схема работы регулятора ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Корректор подачи топлива;

2) – Регулировочная муфта;

3) – Рейка насоса;

4) – Плунжер;

5) – Гильза плунжера;

6) – Тяга к механизму управления подачей топлива;

7) – Наружный рычаг регулятора;

8) – Упор минимальной частоты вращения;

9) – Пружина регулятора;

10) – Подвижная муфта;

11) – Двуплечий рычаг регулятора;

12) – Грузик регулятора;

13) – Вертикальный валик;

14) – Конические шестерни;

15) – Упор максимальной частоты вращения;

16) – Трёхплечий рычаг;

17) – Тяга регулятора;

18) – Валик привода регулятора;

19) – Тяга рейки насоса.

Осевое перемещение вала ограничивается за счёт вращающегося упорного диска (33) [рис. 1], который расположен между пары неподвижных упорных плит (32), прикреплённых к корпусу (34). Между плитами установлены дистанционные втулки, чья толщина подобрана с таким расчётом, чтобы осевое перемещение вала было в пределах 0,035-0,145 мм.

На среднюю часть валика надета ведущая коническая шестерня, которая приводит во вращение не только ведомую шестерню, но и вертикальный валик (17), смонтированный на паре опор. Роль нижней опоры валика играет радиальный шариковый подшипник (28) и один упорный. Под корпус (30) радиального шарикоподшипника и под внутреннюю упорную плиту (32) установлены прокладки, предназначенные для регулировки зазора в конических шестернях (в пределах 0,15-0,30 мм). Роль верхней опоры для вертикального валика играет втулка (16), которая запрессована в верхнюю крышку (18).

В проушинах вертикального валика на осях шарнирно крепится пара грузов (27), которые в верхней части воздействуют сухариками на подвижную муфту (24). На муфту насажен упорный шарикоподшипник (22), чья верхняя плоскость упирается в пару роликов (20), которые сидят на осях пары рычагов (15) и (25). Рычаги установлены на верхнем валике (23), смонтированном на паре игольчатых подшипников (21) в отверстиях корпуса регулятора. Вертикальное плечо двуплечего рычага (25) связано (шарнирно) с регулировочной тягой (6), чай задний конец соединён с тягой рейки ТНВД. В процессе установки регулятора возможно изменять вилкой длину регулировочной тяги.

В нижний конец пружины (9) ввинчен наконечник с регулировочным винтом, а также контргайкой. Регулировка длины пружины осуществляется посредством ввёртывания либо вывёртывания наконечников таким образом, чтобы при её растяжении на 20 мм усилие её сжатия составляло 6,5-6,9 кгс (64-67 Н). Перед установкой пружины необходимо винтом нижнего наконечника изменить расстояние между центрами отверстий не только в верхнем наконечнике, но и в проушине регулировочного винта (в пределах 119-120 мм).

Проушина регулировочного винта пружины шарнирно соединена с трёхплечим рычагом (5), смонтированном на шлицах нижнего горизонтального валика (38). Валик способен поворачиваться (свободно) в отверстиях корпус регулятора. На наружном конце валика посредством шпонки закреплён наружный рычаг, связанный через промежуточные тяги и рычаги с рычагом акселератора, а также педалью деселератора механизма управления подачей топлива.

Два крайних плеча трёхплечего рычага играют роль упорных при работе двигателя Д-160 трактора Т-130М на максимальной и минимальной частотах вращения. Наружное плечо рычага в случае его поворота вниз вод воздействием рычага акселератора (при увеличении частоты вращения до максимальной) упирается в регулируемый упор (41) максимальной частоты вращения. Для изменения положения упора по высоте используется болт (14), ввинченный в упор. На головку рычага надета стопорная втулка-муфта, посредством которой осуществляется поворот болта и перемещение вниз либо верх упора (41), что даёт возможность установки необходимой максимальной частоты вращения. Штифт (40) удерживает упор от проворота за счёт вхождения в его продольный паз.

Внутреннее плечо трёхплечего рычага при его повороте вверх под воздействием рычага акселератора механизма управления подачей топлива (при уменьшении частоты вращения до минимальной) упирается в регулируемый упор (7). Устройство для регулирования упора минимальной частоты вращения холостого хода имеет аналогичную с вышеописанным устройством конструкцию и отличается только тем, что упор минимальной частоты вращения помещён в отверстие в приливе корпуса регулятора. Смазывание передней втулки вала регулятора и верхней опоры вертикального вала осуществляется маслом, которое под давлением поступает по каналу в корпусе, а затем по трубке (19) к верхней втулке. Смазывание остальных деталей реализовано за счёт масляного тумана, который формируется в процессе вращения вертикального валика. Скапливающееся на дне корпуса отработанное масло перетекает через окно в передней стенке в кожух распределительных шестерён, а оттуда в картер двигателя Д-160 трактора Т-130М.

13*

Яндекс.Метрика