Гусеница ходовой части трактора Т-130М является замкнутой шарнирной цепью, которая составлена из 38-ми пар звеньев (2) [рис. 1], соединённых посредством пальцев (12) и втулок (10). К звеньям крепятся башмаки (3), выполненные из специального проката.
Рис. 1. Гусеничная цепь ходовой части трактора Т-130М.
1) – Гайка;
2) – Звено;
3) – Башмак;
4) – Асфальтовый башмак;
5) – Ледоходная шпора;
6) – Пробка;
7) – Стопор;
8) – Замыкающий палец;
9) – Замыкающая втулка;
10) – Втулка;
11) – Кольцо замыкающего звена;
12) – Палец;
13) – Болт.
Втулками гусеничная цепь входит в зацепление с зубьями ведущего колеса. Внедряясь в грунт, гребни башмаков гусеничной цепи обеспечивают требуемое сцепление, вследствие чего осуществляется толкающее усилие, которое перемещает трактор Т-130М на опорных катках по звеньям, формирующим непрерывные рельсы.
Левые и правые звенья гусеницы являются фигурными стальными поковками арочного типа. Втулка изготовлена ступенчатой с утолщённой средней частью.
Выступающие концы втулки одной пары звеньев входят в выточки наружных щёк звеньев другой пары, тем самым создавая лабиринт, который предохраняет шарнир от грязи. Соединение концов гусеничной цепи осуществляется посредством укороченной замыкающей втулки (9) и пальца (8) с разрезанными концами, в чьи отверстия забиваются распорные (конусные) стопоры (7).
Башмаки (ширина 500 мм) с грунтозацепами крепятся к звеньям гусеничной цепи при помощи болтов (13) и гаек (1).
В случае работы на дорогах с твёрдым покрытием либо на косогорах и обледенелых участках допускается закрепление к звеньям гусеничной цепи (посредством болтов и гаек) асфальтоходных башмаков (4) либо ледоходных шпор (5) соответственно.
Ледоходная шпора снабжена клыком, увеличивающим сцепление, а также продольным ребром, предотвращающим боковое скольжение трактора Т-130М.
У болотоходной модификации трактора количество пар башмаков и звеньев в гусеничной цепи увеличено до 45 шт. Башмаки имеют ширину 920 мм. С целью уменьшения изгиба башмаков на грунтозацепах выполнены продольные скосы. У опорной поверхности башмаков болотоходной модификации трактора имеется три дополнительных отверстия, предназначенных для прохода выделяющейся из переувлажнённой почвы влаги в процессе движения трактора.