Механизм натяжения гусеничной цепи трактора Т-130М


* * *

Механизм натяжения служит для обеспечения заданного натяжения гусеничной цепи, а также восприятия усилия натяжения верхней гусеницы в процессе движения трактора Т-130М задним ходом.

В случае попадания постороннего предмета между ведущим колесом и гусеницей, направляющим колесом и опорными катками – пружина механизма натяжения сжимается, вследствие чего снижаются действующие на гусеничную цепь и прочие детали трактора (концевые подшипники бортового редуктора, полуоси и прочее) нагрузки. Если зацепление ведущего колеса гусеничной цепи забивается мокрым снегом либо мягким грунтом, то механизм натяжения даёт зубу ведущего колеса возможность выйти из зацепления, не приводя при этом к большим нагрузкам в силовой цепи.

Механизм натяжения гусеничной цепи включает в себя пружину и регулировочное устройство. Пружина замкнута между парой упоров и стянута посредством стяжного болта с гайкой. Задний упор упирается в торец кронштейна рамы тележки. Передний упор скреплён посредством болтов с фланцем ползуна, который вставлен в фигурное отверстие переднего кронштейна тележки. Вследствие этого передний упор может перемещаться (вместе с ползуном) только в продольном направлении.

У болотоходной модификации трактора Т-130М в механизм натяжения установлена дополнительная пружина меньшего диаметра, снабженная центрирующей трубкой, которая надевается на стяжной болт.

Внутри ползуна (11) [рис. 1] расположено гидравлическое регулировочное устройство; упор (10) его прижат к торцу ползуна. Шток (8), чей передний конец соединён с поршнем (5), опирается на сферическую поверхность упора. В цилиндр (7) вставлены шток и поршень. Пара разрезных колец (6) центрируют поршень. К цилиндру приварена крышка (1) с хвостовиком, на который установлена соединяемая с опорами натяжного колеса вилка.

Регулировочное устройство механизма натяжения гусеничной цепи трактора Т-130М

Рис. 1. Регулировочное устройство механизма натяжения гусеничной цепи трактора Т-130М.

1) – Крышка;

2) – Регулировочная прокладка;

3) – Пружинное кольцо;

4) – Шевронные уплотнительные кольца;

5) – Поршень;

6) – Центрирующее кольцо;

7) – Цилиндр;

8) – Шток;

9) – Уплотнительное кольцо;

10) – Упор;

11) – Ползун;

12) – Пробка;

13) – Маслёнка.

Между передним торцом поршня и внутренними поверхностями цилиндра и крышки предусмотрена полость, куда посредством рычажно-плунжерного шприца через маслёнку (13) нагнетается смазка. Давление в полости при этом возрастает и цилиндр, путём перемещения вместе с плечами вилки и натяжным колесом, натягивает гусеницу. Дальнейшее нагнетание смазки после натяжения гусеницы приведёт к сжатию пружины механизма натяжения, при этом будет увеличиваться натяжение гусеницы.  Пробка (12), снабженная радиальным отверстием для выхода масла, предназначена для уменьшения натяжения гусеницы.

Уплотнение между зеркалом цилиндра и хвостовиком поршня реализовано посредством пяти шевронных колец (4), прижатых гайкой, которая навёрнута на хвостовик поршня. При износе уплотнительных колец они поджимаются пружинным кольцом (3) либо следует изменить число регулировочных прокладок (2).

Резиновое кольцо (9), вставленное между поверхностями цилиндра и штока, предохраняет данные поверхности от грязи и пыли.

13*

Яндекс.Метрика