Блок цилиндров и верхняя часть картера представляют собой единую чугунную отливку. В расточках блока цилиндров имеются четыре гильзы (30) цилиндров [рис.3].
Рис. 3. Двигатель А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К. Поперечный разрез.
18) – Поддон;
19) – Гидронасос;
20) – Передаточный механизм;
21) – Топливный насос;
22) – Пусковой двигатель;
23) – Топливный фильтр грубой очистки;
24) – Впускной коллектор;
25) – Форсунка;
26) – Топливный фильтр тонкой очистки;
27) – Водоотводящая труба;
28) – Сапун;
29) – Шатун;
30) – Гильза;
31) – Генератор;
32) – Поршень;
33) – Масляный фильтр;
34) – Гидронасос;
35) – Блок цилиндров;
36) – Крышка.
Пространство между гильзами и стенками блока цилиндров образует водяную рубашку. Гильзы относительно водяной рубашки уплотняются верхними упорными буртами, прижимаемыми головкой цилиндров через асбостальную прокладку, и резиновыми кольцами по нижнему поясу. С целью обеспечения надёжности уплотнения гильз цилиндров упорные бурты выступают над поверхностью блока цилиндров на 0,065-0,165 мм.
Передняя и задняя стойки блока цилиндров и три поперечные перегородки в нижней части имеют приливы, расточенные совместно с крышками (36) и служат постелями для вкладышей коренных подшипников. Крышки коренных подшипников устанавливаются в пазы блока цилиндров с натягом 0,096-0,208 мм и крепятся с помощью шпилек и гаек, которые контрятся замковыми шайбами. Гайки крепления крышек коренных подшипников затягиваются моментом 410-440 Н.м (41-44 кгс.м). Направляющие пазы в блоке цилиндров выполнены несимметрично относительно оси коренных подшипников для того, чтобы крышки устанавливались только в определённом положении, в котором они растачивались совместно с блок-цилиндром. Крышки невзаимозаменяемые, они снабжены своими порядковыми номерами (выбиты на нижней плоскости) и соответствуют номерам на блоке цилиндров.
Гильза цилиндра изготавливается из легированного чугуна. Её рабочая поверхность закалена токами высокой частоты. Гильзы комплектуются с поршнями, не разбивая их на размерные группы.
Головка цилиндров общая для всех цилиндров и отливается из специального термостойкого чугуна.
Рис. 4. Головка цилиндров двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.
1) – Седло;
2) – Втулка;
3) – Рычаг;
4) – Ось;
5) – Корпус;
6) – Колпак;
7) – Сапун;
8) – Штуцер;
9) – Пружина;
10) — Штуцер;
11) – Трубка;
12) – Гайка;
13) – Кольцо;
14) – Стакан;
15) – Прокладка;
16) – Скоба;
17) – Отверстие;
18) – Фланец;
19) – Канал впускной;
20) – Канал выпускной.
Со стороны нижней плоскости головки цилиндров расточены 8 гнёзд для впускных и выпускных клапанов. Фаски расточек данных гнёзд служат сёдлами для впускных клапанов. В остальных четырёх гнёздах, которые служат для расположения выпускных клапанов, запрессованы сёдла (1) [рис.4] из специального жаропрочного чугуна. Сёдла устанавливаются с натягом 0,045-0,105 мм в предварительно нагретую (90 градусов Цельсия) головку цилиндров.
В расположенные в верхней части головки цилиндров отверстия концентрично к гнёздам запрессовываются направляющие втулки (2) клапанов. Сёдла клапанов обрабатываются совместно с отверстиями направляющих втулок клапанов. В четырёх вертикальных расточках головки цилиндров напротив каждого цилиндра размещены латунные стаканы (14) для установки форсунок. Стакан (14) уплотняется снизу по торцу дна медной прокладкой (15), а сверху он плотнён резиновыми кольцами (13). Стакан закрепляется в гнезде гайкой (12), затянутой моментом 90-110 Н.м (9-11 кгс.м).
Верхняя плоскость головки цилиндров, на которой размещены клапанный и декомпрессионный механизмы, закрывается алюминиевым колпаком (6), уплотнённым паронитовой прокладкой. Данная прокладка приклеена к плоскости колпака при помощи лака-герметика. Сверху на колпак (6) устанавливается сапун (7), а на заднем торце размещается корпус (5) декомпрессора.
Газовый стык между головкой и блоком цилиндров уплотняется асбостальной прокладкой, имеющей отверстия, окантованные листовой сталью.
Сторона прокладки с более широкой окантовкой обращена к плоскости блока.
Перед тем как установить головку на блок цилиндров, прокладка головки смазывается сухим графитом либо пастой (смесь сухого графита с дизельным маслом, смешанным в объёмной пропорции 1х1).