Механизм газораспределения с двумя клапанами нашёл широкое распространение в конструкции двигателей различных назначений и типов. При верхнем расположении возможно размещение клапанов в один ряд (вдоль оси коленчатого вала) и в два ряда (поперёк оси коленчатого вала) [рис. 1, а), б), в)].
Рис. 1. Схемы расположения клапанов.
а) – Однорядное с односторонним расположением впускного и выпускного трубопроводов;
б) – Однорядное с двухсторонним расположением впускного и выпускного трубопроводов;
в) – Двухрядное с двухсторонним расположением впускного и выпускного трубопроводов;
г) – Однорядное расположение одноимённых клапанов;
д) – Двухрядное расположение одноимённых клапанов;
Впускные клапаны – нештрихованные;
Выпускные клапаны – заштрихованные.
Широкое применение в автомобильных и тракторных двигателях нашли двухклапанные механизмы с однорядным расположением клапанов (Д-240, А-01, ЗИЛ-130, КамАЗ, ЗМЗ-53, СМД-60, ЯМЗ, А-41). При однорядном расположении клапанов впускные и выпускные каналы могут быть направлены в одну либо обе стороны двигателя. У карбюраторных двигателей (ВАЗ, ЗМЗ-24 и прочих) одностороннее направление впускных и выпускных каналов позволяет подогреть свежий заряд, что улучшает смесеобразование. Для дизельных двигателей каналы впуска и выпуска целесообразно направлять в разные стороны, тем самым увеличивая наполнение цилиндров свежим зарядом.