Гаситель крутильных колебаний (демпфер) используется в многоцилиндровых высокооборотных двигателях с целью гашения крутильных колебаний, а также частичного поглощения энергии, которую вносит при резонансе в систему коленчатого вала возбуждающий момент. Как правило, гаситель крутильных колебаний монтируется на переднем конце коленчатого вала, где достигаются максимальные значения амплитуды колебаний. В автомобильных и тракторных двигателях широкое распространение получили гасители крутильных колебаний [рис. 1, б) и в)] двух типов:
1) – Резиновые (внутреннего трения);
2) – Вязкостные (жидкостного трения).
Рис. 1. Конструктивные схемы механизма уравновешивания КШМ.
а) – Механизм уравновешивания двухцилиндрового дизельного двигателя Д-21А1;
б) – Резиновый гаситель крутильных колебаний;
в) – Вязкостный гаситель крутильных колебаний;
1) – Шестерня привода уравновешивающего механизма;
2) – Передний груз;
3) – Промежуточная шестерня механизма газораспределения;
4) – Шестерня привода уравновешивающего механизма;
5) – Валик уравновешивающего механизма;
6) – Задний груз;
7) – Картер двигателя;
8) – Инерционная масса;
9) – Корпус гасителя;
10) – Резиновый упругий элемент;
11) – Втулка.