Уравновешивание КШМ (кривошипно-шатунный механизм) не всегда достигается путём установки противовесов на коленчатый вал. Для некоторых двигателей используются специальные механизмы уравновешивания. К примеру, в двухцилиндровом дизельном двигателе Д-21А1 установлен механизм уравновешивания [рис. 1, а], в состав которого входит валик (5), расположенный параллельно оси коленчатого вала, а также пара грузов-противовесов (2) и (6), которые жёстко укреплены на валике. Привод валика (5) во вращение осуществляется промежуточной шестернёй (3) ГРМ (механизм газораспределения) с такой же, как у коленчатого вала частотой, но в противоположную сторону.
Рис. 1. Конструктивные схемы механизма уравновешивания КШМ.
а) – Механизм уравновешивания двухцилиндрового дизельного двигателя Д-21А1;
б) – Резиновый гаситель крутильных колебаний;
в) – Вязкостный гаситель крутильных колебаний;
1) – Шестерня привода уравновешивающего механизма;
2) – Передний груз;
3) – Промежуточная шестерня механизма газораспределения;
4) – Шестерня привода уравновешивающего механизма;
5) – Валик уравновешивающего механизма;
6) – Задний груз;
7) – Картер двигателя;
8) – Инерционная масса;
9) – Корпус гасителя;
10) – Резиновый упругий элемент;
11) – Втулка.
Уравновешивающий механизм используется и в некоторых четырёхцилиндровых двигателях с целью уравновешивания инерции второго порядка. Данный механизм смонтирован на дизельном двигателе А-41 и включает в себя пару грузов, которые расположены на специальных шестернях. Частота их вращения в два раза превышает частоту вращения коленчатого вала. Они вращаются в противоположные стороны.