Гидрообъёмное рулевое управление (ГОРУ) используется на универсально-пропашном тракторе МТЗ-100. ГОРУ даёт возможность снизить усилие на рулевом колесе при повороте трактора, а также облегчает управление трактором при реверсе (движение задним ходом) за счёт переставляемой рулевой колонки. Гидрообъёмное рулевое управление [рис. 1] состоит из насоса-дозатора (2), размещённого в рулевой колонке, пары плит монтажа дозатора при реверсировании, которые крепятся к полу кабины, механизма (1) поворота, смонтированного на двигателе, бака-аккумулятора (5), закреплённого на кронштейне механизма поворота.
Рис. 1. Схема гидрообъёмного рулевого управления (ГОРУ) трактора МТЗ-100.
1) – Механизм поворота;
2) – Насос-дозатор;
3) – Предохранительный клапан;
4) – Масляный насос;
5) – Бак-аккумулятор;
6) – Обратный клапан;
7) – Рулевое колесо;
8) – Качающий узел;
9) – Золотник распределителя.
Масло (7) от насоса (4) в нейтральном положении рулевого колеса поступает через обратный клапан (6) к насосу-дозатору (2) и от него в бак-аккумулятор (5). При этом полости цилиндров механизма заперты поясками золотника (9) насоса-дозатора.
Золотник смещается при повороте рулевого колеса, сообщая насосу ГОРУ с одной из магистралей дозатора. При этом вторая магистраль соединяется с одной из полостей цилиндра механизма (1) поворота, а противоположная полость цилиндра – со сливом.
Вращение вала насоса-дозатора ГОРУ осуществляется с рулевым валом синхронно, за счёт чего обеспечивается подача масла в гидроцилиндры поворота, объём которого пропорционален углу поворота рулевого колеса.
При неработающем двигателе и вращении рулевого колеса насос-дозатор ГОРУ функционирует как простой насос, получающий привод от рулевого вала и перекачивающий масло в соответствующую полость гидроцилиндра, тем самым обеспечивая поворот трактора. Насос-дозатор (2) содержит качающий узел (8), золотник распределителя (9), а также клапаны.
Качающий узел представляет собой аксиально-поршневой насос с шаровыми поршнями. С рулевым валом золотник связан винтовой парой и в осевом направлении перемещается в процессе вращения рулевого вала, а в нейтральном положении удерживается пружиной.
Смонтированный на сливе из системы управления бак-аккумулятор (5) предназначен для поддержания в системе ГОРУ рабочего давления масла (порядка 0,6 МПа).
Механизм (1) поворота включает в себя пару гидроцилиндров, соединённых общим штоком, который связан с рычагом поворотного вала. Подаваемое из насоса-дозатора в один из цилиндров масло перемещает оба поршня и шток. Вытесняемое из второго цилиндра масло в это же время поступает к насосу-дозатору. Шток, перемещаясь, поворачивает поворотный вал вместе с сошкой, которая соединена с рулевой трапецией.