Гидроусилитель [рис. 1] трактора ДТ-175С «Волгарь» является исполнительным органом управления главной муфтой сцепления и служит для снижения усилий на педали управления муфтой.
Рис. 1. Гидроусилитель трактора ДТ-175С «Волгарь».
1) – Клапан предохранительный;
2) – Шайба пружинная;
3) – Болт;
4) – Шайба;
5) – Наконечник малый;
6) – Колпачок;
7) – Кольцо уплотнительное;
8) – Кольцо уплотнительное;
9) – Крышка;
10) – Корпус гидроусилителя;
11) – Кольцо уплотнительное;
12) – Фланец;
13) – Втулка;
14) – Чашка опорная;
15) – Поршень в сборе;
16) – Колпачок;
17) – Шайба стопорная;
18) – Пружина;
19) – Наконечник малый;
20) – Пружина;
21) – Упор;
22) – Шайба;
23) – Болт;
24) – Втулка;
24) – Стержень;
26) – Золотник;
27) – Кольцо уплотнительное;
28) – Кольцо уплотнительное.
Гидравлическая схема трактора ДТ-175С – проточная. Принцип работы заключается в слежении по перемещению поршня, то есть положение управляющего золотника определяет положение поршня.
Корпус гидроусилителя (10) литой, чугунный, снабжён масляными каналами и отверстиями для монтажа предохранительного клапана и гидроусилителя. Внутри корпуса смонтирован поршень (15) с наконечниками (5) и (19).
Внутри поршня размещён подвижный стержень (25) с управляющим золотником (26) и возвратной пружиной (20). Уплотнение стержня выполнено посредством расположенных во втулках (24) резиновых колец. В наконечнике (5) смонтирован нажимной колпачок (6), посредством которого перемещается стержень (25) с золотником (26). Крышка (9) закреплена на нижней плоскости корпуса гидроусилителя. Предохранительный клапан (1), который отрегулирован на давление 80+10 кгс/см2 (8+1 МПа), смонтирован на боковой поверхности корпуса.
Гидроусилитель в сборе с предохранительным клапаном монтируется на кожухе главной муфты сцепления.
При включённой муфте сцепления ролик рычага привода муфты сцепления за счёт воздействия на колпачок (6), утапливает стержень (25) с золотником (26). Отверстие (Б) при этом открывается и поступающее в гидроусилитель масло, пройдя через корпус, а также сверления в поршне (15) и крышке (9), идёт на слив. При выключении муфты сцепления ролик рычага привода муфты сцепления освобождает стержень, после чего он под воздействием пружины (20) перемещается и перекрывает золотником (26) отверстие (Б). В полости (А) при этом создаётся давление, под воздействием которого поршень перемещается и выключает муфту. Ролик рычага привода при включении муфты воздействует на колпачок (6), перемещает стержень вместе с золотником и открывает отверстие (Б) – при этом масло вновь будет идти на слив, а поршень вернётся в исходное положение под воздействием пружины.
Для работы гидроусилителя трактора ДТ-175С «Волгарь» применяется рабочая жидкость гидросистемы трактора, а также дополнительный насос типа НШ 10Е-3.
В случае выхода из строя одного из маслопроводов гидравлической системы трактора и полной утечке из бака масла следует незамедлительно заглушить двигатель (СМД-66) для предотвращения поломки гидронасоса НШ 10Е-3.