Кинематика и динамика кривошипно-шатунного механизма


* * *

Кривошипно-шатунный механизм является основным механизмом двигателя. В процессе работы на него воздействуют силы различного характера, закономерность изменения которых (за цикл) можно установить посредством кинематического, а также динамического анализов работы двигателя. При этом имеется в виду, что коленчатый вал двигателя вращается с постоянной угловой скоростью:

ω=2πn=const.

Кривошипно-шатунный механизм может иметь различные конструкции. На тракторных и автомобильных двигателях используют аксиальные (центральные), дезаксиальные (смещённые) и V-образные кривошипно-шатунные механизмы (среди V-образные имеются с прицепным шатуном [рис. 1]).

Схема кривошипно-шатунных механизмов

Рис. 1. Схема кривошипно-шатунных механизмов.

А) – Кривошипно-шатунный механизм аксиального (центрального) типа;

Б) – Кривошипно-шатунный механизм дезаксиального типа;

В) – Кривошипно-шатунный механизм V-образного типа.

Широкое распространение получил аксиальный (центральный) кривошипно-шатунный механизм, чей кинематический и динамический анализ работы разобран ниже.

В процессе рассмотрения кинематики кривошипно-шатунного механизма в.м.т. принимается за исходное положение, а все кинематические величины выражают в функции угла поворота коленвала.

Основными геометрическими размерами аксиального кривошипно-шатунного механизма являются:

l – длина шатуна;

r – радиус кривошипа;

λ=r/l – безразмерный параметр (λ=0,24-0,31)

S – ход поршня (S=2r);

α – угол поворота кривошипа;

β – угол отклонения оси шатуна от оси цилиндра.

17*

Яндекс.Метрика