Коробка передач трактора Т-150К


* * *

Коробка передач трактора Т-150К [рис. 1] – механическая, четырёхскоростная, с шестернями постоянного зацепления, а также персональными гидроподжимными муфтами. Вкупе с двухскоростным редуктором раздаточной КП она обеспечивает восемь скоростей движения трактора вперёд и четыре – назад. Дополнительные восемь замедленных скоростей обеспечиваются за счёт ходоуменьшителя. Данные скорости необходимы для агрегатирования трактора с безмоторными комбайнами и прочими сельскохозяйственными машинами. Переключение передач на ходу (без остановки трактора Т-150К) осуществляется за счёт применения персональных гидроподжимных муфт вкупе с аккумулятором, а также перебросными клапанами гидравлической системы коробки передач.

Коробка передач трактора Т-150К

Рис. 1. Коробка передач трактора Т-150К.

1) – Распределитель;

2) – Первичный вал;

3) – Корпус коробки;

4) – Верхняя крышка;

5) – Ведущая шестерня четвёртой передачи;

6) – Ведущая шестерня первой передачи;

7) – Ведущая шестерня второй передачи;

8) – Фильтр нагнетания гидросистемы;

9) – Ведущая шестерня третьей передачи;

10) – Крышка отсека ходоуменьшителя;

11) – Шестерня заднего хода;

12) – Шестерня включения ходоуменьшителя;

13) – Ведущая шестерня ходоуменьшителя;

14) – Малая шестерня ходоуменьшителя;

15) – Вал ходоуменьшителя;

16) – Ведомая шестерня ходоуменьшителя;

17) – Поддон корпуса;

18) – Задняя гидроподжимная муфта;

19) – Передняя гидроподжимная муфта;

20) – Вторичный вал.

Коробка передач трактора Т-150К – двухвальная. На первичном валу на шлицах жёстко посажены четыре шестерни, которые находятся в постоянном зацеплении с шестернями вторичного вала. Четыре попарно объединённые гидроподжимные муфты, а также четыре шестерни установлены на вторичном валу. Друг от друга комплекты вторичных валов тракторов Т-150 (гусеничный) и Т-150К (колёсный) отличаются только количеством зубьев на шестернях. Поэтому для данных тракторов не только порядок работы, но и условия сборки и обслуживания комплекта вторичного вала вместе с гидроподжимными муфтами будут аналогичны.

Рычаг управления коробкой передач смонтирован непосредственно на рулевой колонке. Поворот рычага приводит к повороту (через тягу) валика распределителя, при этом переключаются передачи.

Верхняя плоскость корпуса коробки служит местом установки верхней крышки, к которой прифланцованы перепускной распределитель и фильтр нагнетания коробки передач. Также на ней установлена крышка отсека ходоуменьшителя с колонкой и рычагом переключения рядов ходоуменьшителя и заднего хода.

Ходоуменьшитель вместе с шестернёй заднего хода размещены в заднем отсеке корпуса. На заднем конце вторичного вала коробки передач трактора Т-150К смонтированы шестерня включения ходоуменьшителя и ведущая шестерня. Шестерня ходоуменьшителя в выключенном положении соединяет вторичный вал КПП с первичным валом раздаточной коробки. При включении ходоуменьшителя шестерня разъединяет данные валы и входит в зацепление с малой шестернёй ходоуменьшителя.

Шестерня заднего хода, установленная на валу в верхней части отсека ходоуменьшителя, при перемещении вперёд входит с ведомой шестернёй ходоуменьшителя в зацепление, тем самым включая задний ход.

Трёхвальная раздаточная коробка трактора Т-150К [рис. 2] прифланцована к задней стенке КПП. Ведущие шестерни пребывают в постоянном зацеплении с шестернями ведомыми, которые установлены на шлицах вала привода заднего моста. Управляемая рычагом колонки зубчатая муфта служит для включения и переключения рядов. Фиксаторы удерживают в нейтральном и рабочем положениях валики переключения рядов ходоуменьшителя и заднего хода. Фиксаторы соединены с механизмом блокировки, препятствующим переключению до полного выключения муфты сцепления.

Раздаточная коробка трактора Т-150К

Рис. 2. Раздаточная коробка трактора Т-150К.

1) – Корпус раздаточной коробки;

2) – Вал привода переднего моста;

3) – Ведомая шестерня рабочего ряда;

4) – Ведомая шестерня транспортного ряда;

5) – Первичный вал;

6) – Ведущая шестерня транспортного ряда;

7) – Зубчатая муфта переключения рядов;

8) – Вал привода ВОМ;

9) – Вал привода заднего хода;

10) – Подвижная шестерня переключения насосов;

11) – Верхняя крышка;

12) – Рычаг включения ВОМ и насосов;

13) – Рычаг включения переднего моста;

14) – Вал привода ВОМ;

15) – Ведущая шестерня рабочего ряда;

16) – Крышка подвода смазки;

17) – Вал привода заднего моста;

18) – Шестерня включения переднего моста;

19) – Заборный фильтр насоса;

20) – Насос гидросистемы КПП;

21) – Нижняя крышка.

Подвижная шестерня, установленная на валу привода переднего моста, служит для включения и выключения привода к переднему мосту.

Верхняя часть раздаточной коробки трактора Т-150К содержит в себе приводы насосов гидравлических систем коробки, заднего навесного устройства и рулевого управления, а также механизм включения ВОМ. Подвижной шестернёй включения можно включать привод насосов от колёс.

Насос гидравлической системы коробки передач трактора Т-150К смонтирован на нижней крышке РКП (раздаточной коробки) и приводится через пару конических шестерён от вала привода насоса заднего навесного устройства.

У подвижной шестерни может быть одно из трёх положений:

1) – нейтральное. Шестерня связана своими внутренними зубьями с торсионным валом, который получает вращение от двигателя (привод насосов осуществляется от двигателя, ВОМ выключен);

2) – крайнее заднее. Шестерня связана своими внутренними зубьями с торсионным валом привода ВОМ (привод насосов осуществляется от двигателя, ВОМ включён);

3) – крайнее переднее. Внутренние зубья шестерни разъединяются с торсионным валом, а её кулачки соединяются с кулачками приводного вала заднего хода (привод насосов от колёс, ВОМ выключен).

Для управления шестернёй используется рычаг, установленный на верхней крышке раздаточной коробки трактора Т-150К.

3*

Яндекс.Метрика