Коробка передач трактора Т-150К [рис. 1] – механическая, четырёхскоростная, с шестернями постоянного зацепления, а также персональными гидроподжимными муфтами. Вкупе с двухскоростным редуктором раздаточной КП она обеспечивает восемь скоростей движения трактора вперёд и четыре – назад. Дополнительные восемь замедленных скоростей обеспечиваются за счёт ходоуменьшителя. Данные скорости необходимы для агрегатирования трактора с безмоторными комбайнами и прочими сельскохозяйственными машинами. Переключение передач на ходу (без остановки трактора Т-150К) осуществляется за счёт применения персональных гидроподжимных муфт вкупе с аккумулятором, а также перебросными клапанами гидравлической системы коробки передач.
Рис. 1. Коробка передач трактора Т-150К.
1) – Распределитель;
2) – Первичный вал;
3) – Корпус коробки;
4) – Верхняя крышка;
5) – Ведущая шестерня четвёртой передачи;
6) – Ведущая шестерня первой передачи;
7) – Ведущая шестерня второй передачи;
8) – Фильтр нагнетания гидросистемы;
9) – Ведущая шестерня третьей передачи;
10) – Крышка отсека ходоуменьшителя;
11) – Шестерня заднего хода;
12) – Шестерня включения ходоуменьшителя;
13) – Ведущая шестерня ходоуменьшителя;
14) – Малая шестерня ходоуменьшителя;
15) – Вал ходоуменьшителя;
16) – Ведомая шестерня ходоуменьшителя;
17) – Поддон корпуса;
18) – Задняя гидроподжимная муфта;
19) – Передняя гидроподжимная муфта;
20) – Вторичный вал.
Коробка передач трактора Т-150К – двухвальная. На первичном валу на шлицах жёстко посажены четыре шестерни, которые находятся в постоянном зацеплении с шестернями вторичного вала. Четыре попарно объединённые гидроподжимные муфты, а также четыре шестерни установлены на вторичном валу. Друг от друга комплекты вторичных валов тракторов Т-150 (гусеничный) и Т-150К (колёсный) отличаются только количеством зубьев на шестернях. Поэтому для данных тракторов не только порядок работы, но и условия сборки и обслуживания комплекта вторичного вала вместе с гидроподжимными муфтами будут аналогичны.
Рычаг управления коробкой передач смонтирован непосредственно на рулевой колонке. Поворот рычага приводит к повороту (через тягу) валика распределителя, при этом переключаются передачи.
Верхняя плоскость корпуса коробки служит местом установки верхней крышки, к которой прифланцованы перепускной распределитель и фильтр нагнетания коробки передач. Также на ней установлена крышка отсека ходоуменьшителя с колонкой и рычагом переключения рядов ходоуменьшителя и заднего хода.
Ходоуменьшитель вместе с шестернёй заднего хода размещены в заднем отсеке корпуса. На заднем конце вторичного вала коробки передач трактора Т-150К смонтированы шестерня включения ходоуменьшителя и ведущая шестерня. Шестерня ходоуменьшителя в выключенном положении соединяет вторичный вал КПП с первичным валом раздаточной коробки. При включении ходоуменьшителя шестерня разъединяет данные валы и входит в зацепление с малой шестернёй ходоуменьшителя.
Шестерня заднего хода, установленная на валу в верхней части отсека ходоуменьшителя, при перемещении вперёд входит с ведомой шестернёй ходоуменьшителя в зацепление, тем самым включая задний ход.
Трёхвальная раздаточная коробка трактора Т-150К [рис. 2] прифланцована к задней стенке КПП. Ведущие шестерни пребывают в постоянном зацеплении с шестернями ведомыми, которые установлены на шлицах вала привода заднего моста. Управляемая рычагом колонки зубчатая муфта служит для включения и переключения рядов. Фиксаторы удерживают в нейтральном и рабочем положениях валики переключения рядов ходоуменьшителя и заднего хода. Фиксаторы соединены с механизмом блокировки, препятствующим переключению до полного выключения муфты сцепления.
Рис. 2. Раздаточная коробка трактора Т-150К.
1) – Корпус раздаточной коробки;
2) – Вал привода переднего моста;
3) – Ведомая шестерня рабочего ряда;
4) – Ведомая шестерня транспортного ряда;
5) – Первичный вал;
6) – Ведущая шестерня транспортного ряда;
7) – Зубчатая муфта переключения рядов;
8) – Вал привода ВОМ;
9) – Вал привода заднего хода;
10) – Подвижная шестерня переключения насосов;
11) – Верхняя крышка;
12) – Рычаг включения ВОМ и насосов;
13) – Рычаг включения переднего моста;
14) – Вал привода ВОМ;
15) – Ведущая шестерня рабочего ряда;
16) – Крышка подвода смазки;
17) – Вал привода заднего моста;
18) – Шестерня включения переднего моста;
19) – Заборный фильтр насоса;
20) – Насос гидросистемы КПП;
21) – Нижняя крышка.
Подвижная шестерня, установленная на валу привода переднего моста, служит для включения и выключения привода к переднему мосту.
Верхняя часть раздаточной коробки трактора Т-150К содержит в себе приводы насосов гидравлических систем коробки, заднего навесного устройства и рулевого управления, а также механизм включения ВОМ. Подвижной шестернёй включения можно включать привод насосов от колёс.
Насос гидравлической системы коробки передач трактора Т-150К смонтирован на нижней крышке РКП (раздаточной коробки) и приводится через пару конических шестерён от вала привода насоса заднего навесного устройства.
У подвижной шестерни может быть одно из трёх положений:
1) – нейтральное. Шестерня связана своими внутренними зубьями с торсионным валом, который получает вращение от двигателя (привод насосов осуществляется от двигателя, ВОМ выключен);
2) – крайнее заднее. Шестерня связана своими внутренними зубьями с торсионным валом привода ВОМ (привод насосов осуществляется от двигателя, ВОМ включён);
3) – крайнее переднее. Внутренние зубья шестерни разъединяются с торсионным валом, а её кулачки соединяются с кулачками приводного вала заднего хода (привод насосов от колёс, ВОМ выключен).
Для управления шестернёй используется рычаг, установленный на верхней крышке раздаточной коробки трактора Т-150К.