Муфта сцепления предназначается для плавного соединения и быстрого разъединения коленчатого вала двигателя и коробки передач, что требуется для безударного переключения передач, а также для плавного трогания самоходного шасси Т-16М с места либо кратковременной остановки шасси без остановки двигателя.
Муфта сцепления самоходного шасси Т-16М [рис. 1 и 2] – сдвоенная, включает в себя главную муфту и муфту вала отбора мощности, каждая из которых однодисковая, сухая, постоянно замкнутая.
Рис. 1. Муфта сцепления (продольный разрез) самоходного шасси Т-16М.
1) – Корпус отводки;
2) – Направляющая втулка;
3)/5)/18)/21) – Прокладки;
4) – Регулировочные прокладки;
6)/23) – Сальники;
7)/10)/22)/27) – Подшипники;
8)/11)/13) – Стопорные кольца;
9) – Стакан подшипника;
12) – Вал главной муфты сцепления;
14) – Шплинт;
15) – Возвратная пружина;
16) – Шайба;
17) – Нажимная пружина муфты ВОМ;
19) – Стакан пружины;
20) – Нажимная пружина главной муфты;
24) – Шлицевая ступица;
25) – Уплотнительное кольцо;
26) – Палец пружины;
28)/39) – Шпонки;
29) – Ведомый диск главной муфты сцепления;
30) – Нажимной диск главной муфты сцепления;
31) – Ведомый диск муфты ВОМ;
32) – Кожух;
33) – Нажимной диск муфты ВОМ;
34) – Нажимной упорный подшипник;
35) – Отжимной рычаг;
36)/41) – Контргайка;
37) – Нажимной болт;
38) – Трубчатый вал;
40) – Вилка включения;
42) – Регулировочный болт;
43) – Направляющая шпонка;
44) – Упор регулировочного болта.
Рис. 2. Муфта сцепления (поперечный разрез) самоходного шасси Т-16М.
45) – Ось отжимного рычага;
46) – Шплинт;
47) – Шплинт;
48) – Пружина отжимного рычага;
49) – Валик вилки включения;
50) – Втулка.
Обе муфты управляются одной педалью. Муфта сцепления смонтирована на маховике двигателя и в корпусе главной передачи.