Главная передача трактора Т-130М


* * *

Главная передача трактора Т-130М служит для передачи крутящего момента механизмом поворота, который распределяет крутящий момент между ведущими колёсами трактора, а также для  изменения направления передачи крутящего момента от продольно размещённых валов на поперечине.

Конструкция главной передачи включает в себя пару конических шестерён: ведущую (1) [рис. 1] и ведомую (2), зуб которой имеет небольшой угол спирали. К преимуществам данных шестерён можно отнести незначительные осевые силы, которые воздействуют на малую ведущую шестерню, а также высокую устойчивость рабочих поверхностей зуба к износу. Главная передача размещена в среднем отделении корпуса бортовых фрикционов (муфт поворота).

Главная передача трактора Т-130М

Рис. 1. Главная передача трактора Т-130М.

1) – Ведущая шестерня;

2) – Ведомая шестерня;

3) – Болт;

4) – Вал главной передачи;

5) – Подшипник;

6) – Радиальный самоподжимной сальник;

7) – Фланец;

8) – Регулировочные прокладки;

9) – Резиновое уплотнительное кольцо;

10) – Корпус подшипника;

11) – Стопорная шайба;

12) – Подшипник.

Ведомая коническая шестерня (2) имеет 40 зубьев, центрируется на валу главной передачи посредством посадочного пояска, а фиксируется с помощью гаек и болтов (3) с низкими головками.

Вал главной передачи вращается на паре одинаковых роликовых конических подшипниках (5). Наружные кольца подшипников расположены в корпусах подшипников (10), под чьи фланцы установлены регулировочные прокладки (8).

Концы вала главной передачи имеют цилиндрические эвольвентные шлицы с закреплёнными фланцами (7). Цилиндрические шлицевые соединения являются взаимозаменяемыми. Удерживающие фланцы пробки стопорятся посредством специальных шайб (11).

Смазывание деталей главной передачи маслом реализовано двумя способами: под давлением, а также разбрызгиванием. Чтобы правый подшипник лучше смазывался, ввиду несения большой осевой нагрузки, стенка корпуса муфт поворота снабжена дополнительным лотком, который направляет масло непосредственно к подшипнику. Пара конических подшипников смазывается под давлением.

В днище отделения, где размешены конические шестерни, предусмотрена спускная пробка (снабжена магнитом).

Между корпусами подшипников и расточками в перегородках смонтированы резиновые кольца (9), между вращающимся валом главной передачи и неподвижными корпусами подшипников – самоподжимные радиальные сальники (6), между фланцами и торцами подшипников – плоские кольца из резины.

Техническое обслуживание главной передачи трактора Т-130М. Зазор в зацеплении пары шестерён в процессе эксплуатации не регулируется. В случае его увеличения до 2,5 мм необходимо произвести замену обоих шестерён, ввиду того что они являются невзаимозаменяемыми и комплектуются непосредственно на заводах-изготовителях.

В процессе проверки зацепления на краску (при установке новых шестерён) отпечаток должен располагаться в средней части зуба (длина не менее 20 мм). Допустимое смещение отпечатка по высоте зуба составляет не более 1/4 высоты профиля. Начало отпечатка должно располагаться не дальше 15 мм от торцов зубьев меньшего основания. Также допускается отпечаток в форме пары пятен (длина пятна от 12 мм) с разрывом между пятнами (на длине зуба) – до 12 мм. Недопустимо расположение отпечатка в форме полос только у кромки головки и ножки зуба, а также непосредственно и большого торца зуба.

При замере у большого торца нормальный рабочий зазор между зубьями новой пары шестерён должен составлять 0,2-0,8 мм. Для одной пары шестерён колебание должно быть не более 0,4 мм.

Регулировка зазоров в подшипниках, а также в зацеплении шестерён главной передачи трактора Т-130М. Осевой зазор вала главной передачи в конических подшипниках должен составлять 0,1-0,2 мм. В случае установки новых шестерён необходимо регулировать зазор (от 0,1 до 0,2 мм) в конических подшипниках. Зазор измеряется в зацеплении конических шестерён, когда вал смещён вправо.

В случае если зазор в зацеплении меньше 0,2 мм – необходимо вынуть несколько регулировочных прокладок под фланцем левого корпуса подшипника, после чего установить их под фланец правого корпуса. Толщина прокладок под фланец левого корпуса при этом должна составлять не менее 1-1,5 мм.

В случае если зазор в зацеплении больше 0,8 мм – необходимо переставить часть прокладок из-под фланца правого корпуса непосредственно под фланец левого корпуса.

Если в подшипниках увеличенный осевой зазор, то следует довести его до нормального путём изменения толщины пакета прокладок только под фланцем левого корпуса подшипника.

13*

Яндекс.Метрика