В общей трудоёмкости ремонта тракторов разборочно-сборочные работы составляют 52-56%, автомобилей – 33-41.
Стационарные стенды. Разборка узлов и агрегатов ведётся на передвижных либо стационарных стендах. При малых ремонтных программах (разборка двигателей) для разборки применяются универсальные стенды типа ОПР-989 [рис. 1], дающие возможность изменения положения объекта разборки.
Рис. 1. Универсальный стенд ОПР-989 для разборки и сборки двигателя.
1) – Основание;
2) – Труба;
3) – Вал поворота;
4) – Червячный редуктор;
5) – Блок цилиндров.
Механизированный инструмент (гайковёрты, шпильковёрты, винтовёрты) применяется в процессе разборки и сборки резьбовых соединений, вследствие чего повышается производительность труда и улучшается качество работы.
Таблица 1. Данные о трудоёмкости разборки резьбовых соединений.
Наименование агрегатов | Число резьбовых соединений | Нормы времени при работе (мин) | Коэффициент повышения производительности труда | |
вручную | с механизированным инструментом | |||
Двигатель | 170 | 50 | 20 | 2,5 |
Передний мост | 52 | 10 | 4 | 2,5 |
Задний мост | 64 | 18 | 6 | 3,0 |
Итого | 286 | 78 | 30 | 2,6 |
Так, при замене рожковых ключей на трещёточные и коловоротные, повышается скорость отворачивания гаек и болтов М16 на 65 и 25% соответственно, а использование механизированного инструмента ещё больше повышает производительность труда для данной операции.
Широкое распространение в ремонтном производстве получили пневматические и электрические ударно-импульсные гайковёрты. В процессе разборки резьбовых соединений гайковёрты должны создавать крутящие моменты согласно [табл. 2].
Таблица 2. Значение крутящего момента для разборки резьбовых соединений.
Размер резьбы (мм) | М6 | М8 | М10 |
Крутящий момент (Н.м) | 15-20 | 50-100 | 60-120 |
Размер резьбы (мм) | М12 | М14 | М16 |
Крутящий момент (Н.м) | 80-150 | 120-250 | 150-300 |
Указанные крутящие моменты (во всём диапазоне) способны реализовать пневматические [табл. 3] либо электрические (ИЭ-3115, ИЭ-3113 и прочие) гайковёрты.
Таблица. 3. Характеристика пневмогайковёртов ударного действия.
Показатели | Марки гайковёртов | |||||
ИП-3111 | ИП-3112 | ИП-3113 | ИП-3206 | ИП-3205 | ИП-3207 | |
Максимальный диаметр резьбы (мм) | 12 | 14 | 18 | 42 | 42 | 14 |
Максимальный момент затяжки (Н.м) | 63 | 100 | 250 | 1500 | 1500 | 100 |
С целью облегчения условий труда механизированный инструмент размещается над рабочими местами с помощью специальных подвесок [рис. 2].
Рис. 2. Виды эластичных подвесок.
А) – Пружинная;
Б) – Цепная;
В) – Тросовая.
Эластичные подвески используются для инструментов с небольшим реактивным крутящим моментом, а жёсткие – с большим. При отвертывании и завёртывании гаек крепления опорных катков тракторов 3-его тягового класса, стремянок рессор, которые требуют приложения значительных усилий, используют специальные электромеханические установки.
Прессы применяются для механизации сборки (разборки) соединений с гарантированным натягом, что в значительной мере сокращает трудоёмкость. Прессы комплектуются приспособлениями для выпрессовки и запрессовки деталей.
Подъёмно-транспортное оборудование подразделяется на три вида:
1) – подъёмное;
2) – подъёмно-транспортное;
3) – транспортное.
Подъёмное оборудование включает в себя ручные и электрические тали, домкраты (электромеханические, гидравлические, стационарные, передвижные), пневматические подъёмники. Данное подъёмное оборудование служит для вертикального перемещения (подъёма) узлов и агрегатов либо всей машины в процессе выполнения текущего ремонта, погрузки/разгрузки, технического обслуживания.
Подвешивание агрегатов либо деталей на крюке подъёмного устройства осуществляется посредством грузозахватных приспособлений, которые способствуют удобству, надёжности и быстроте крепления.
Подъёмно-транспортное оборудование, применяемое в ремонтных предприятиях, включает в себя мостовые краны, кран-балки, поворотные консольные краны, монорельсы, манипуляторы и краны-штабелёры.
Кран-балка – передвижная двутавровая балка, с перемещающейся по ней электрической талью. Управление механизмом перемещения кран-балки и электроталью кнопочное (пульт), грузоподъёмность кран-балки 1-5 т.
Мостовой кран применяется для подъёма грузов массой 5-20 т.
Подвесные монорельсовые пути, оснащённые подвижными электрическими талями, как правило, используются для подъёма и перемещения грузов между участками ремонтной мастерской и рабочими местами. Отклонение груза от оси подвеса должно быть не более 0,40-0,60 м.
Поворотный консольный кран [рис. 3] используется для обслуживания рабочего места. Подъёмный механизм оснащён пневматическим, электрическим либо ручным приводом. Грузоподъёмность консольного крана и вылет стрелы имеют следующие сочетания:
1) 0,5 т – до 6 м;
2) 1-2 т – до 4,5 м;
3) 3-5 т – до 3,5 м.
Рис. 3. Консольные краны.
А) – Полноповоротный подвесной;
Б) – Полноповоротный на отдельно стоящей колонне;
В) – Настенный.
Краны-штабелёры предназначаются для обслуживания складов при хранении грузов в специальной таре в стеллажах. В их основе лежит мостовой кран с тележкой, снабжённой вертикальной вращающейся колонной, по которой движется грузовой захват вилочного типа. Краны-штабелёры (КШТ-0,25, КШО-0,25), используемые на ремонтных предприятиях, управляются с пола.
Транспортное оборудование состоит из безрельсовых тележек (самоходные и ручные), конвейеров и рольгангов. Данное оборудование служит для периодического перемещения различных грузов (агрегаты, детали, машины).
Ручные тележки применяются на ремонтных предприятиях всех уровней для перевозки грузов между рабочими местами.
Электроштабелёры и электропогрузчики в основном используются в закрытых помещениях для погрузки, перевозки, выгрузки грузов на транспортные средства, а также для укладки и снятия их со стеллажей.
Конвейеры [рис. 4] служат для перемещения агрегатов, машин, деталей и сборочных единиц при организации поточного производства.
Рис. 4. Схемы конвейеров и рольгангов.
А) – Напольный вертикально замкнутый конвейер;
Б) – Напольный горизонтально замкнутый конвейер;
В) – Подвесной конвейер;
Г) – Разветвление рольганга;
Д) – Стрелочный перевод рольганга.
Широкое распространение получили подвесные цепные конвейеры, посредством которых осуществляется перемещение узлов, деталей и контейнеров между участками разборки, очистки, дефектования, комплектования, а также на участках окраски и прочих. Конструкция данного конвейера даёт возможность перемещения грузов с подъёмами, поворотами и спусками.
Манипуляторы (в основном пневматические), как правило, используются на ремонтных заводах, имеющих большую программу ремонта.