Оборудование и оснастка для разборочных работ


* * *

В общей трудоёмкости ремонта тракторов разборочно-сборочные работы составляют 52-56%, автомобилей – 33-41.

Стационарные стенды. Разборка узлов и агрегатов ведётся на передвижных либо стационарных стендах. При малых ремонтных программах (разборка двигателей) для разборки применяются универсальные стенды типа ОПР-989 [рис. 1], дающие возможность изменения положения объекта разборки.

Универсальный стенд ОПР-989 для разборки и сборки двигателя

Рис. 1. Универсальный стенд ОПР-989 для разборки и сборки двигателя.

1) – Основание;

2) – Труба;

3) – Вал поворота;

4) – Червячный редуктор;

5) – Блок цилиндров.

Механизированный инструмент (гайковёрты, шпильковёрты, винтовёрты) применяется в процессе разборки и сборки резьбовых соединений, вследствие чего повышается производительность труда и улучшается качество работы.

Таблица 1. Данные о трудоёмкости разборки резьбовых соединений.

Наименование агрегатов Число резьбовых соединений Нормы времени при работе (мин) Коэффициент повышения производительности труда
вручную с механизированным инструментом
Двигатель 170 50 20 2,5
Передний мост 52 10 4 2,5
Задний мост 64 18 6 3,0
Итого 286 78 30 2,6

Так, при замене рожковых ключей на трещёточные и коловоротные, повышается скорость отворачивания гаек и болтов М16 на 65 и 25% соответственно, а использование механизированного инструмента ещё больше повышает производительность труда для данной операции.

Широкое распространение в ремонтном производстве получили пневматические и электрические ударно-импульсные гайковёрты. В процессе разборки резьбовых соединений гайковёрты должны создавать крутящие моменты согласно [табл. 2].

Таблица 2. Значение крутящего момента для разборки резьбовых соединений.

 Размер резьбы (мм) М6 М8 М10
Крутящий момент (Н.м) 15-20 50-100 60-120
Размер резьбы (мм) М12 М14 М16
Крутящий момент (Н.м) 80-150 120-250 150-300

Указанные крутящие моменты (во всём диапазоне) способны реализовать пневматические [табл. 3] либо электрические (ИЭ-3115, ИЭ-3113 и прочие) гайковёрты.

Таблица. 3. Характеристика пневмогайковёртов ударного действия.

Показатели Марки гайковёртов
 ИП-3111 ИП-3112 ИП-3113 ИП-3206 ИП-3205 ИП-3207
Максимальный диаметр резьбы (мм) 12 14 18 42 42 14
Максимальный момент затяжки (Н.м) 63 100 250 1500 1500 100

С целью облегчения условий труда механизированный инструмент размещается над рабочими местами с помощью специальных подвесок [рис. 2].

Виды эластичных подвесок

Рис. 2. Виды эластичных подвесок.

А) – Пружинная;

Б) – Цепная;

В) – Тросовая.

Эластичные подвески используются для инструментов с небольшим реактивным крутящим моментом, а жёсткие – с большим. При отвертывании и завёртывании гаек крепления опорных катков тракторов 3-его тягового класса, стремянок рессор, которые требуют приложения значительных усилий, используют специальные электромеханические установки.

Прессы применяются для механизации сборки (разборки) соединений с гарантированным натягом, что в значительной мере сокращает трудоёмкость. Прессы комплектуются приспособлениями для выпрессовки и запрессовки деталей.

Подъёмно-транспортное оборудование подразделяется на три вида:

1) – подъёмное;

2) – подъёмно-транспортное;

3) – транспортное.

Подъёмное оборудование включает в себя ручные и электрические тали, домкраты (электромеханические, гидравлические, стационарные, передвижные), пневматические подъёмники. Данное подъёмное оборудование служит для вертикального перемещения (подъёма) узлов и агрегатов либо всей машины в процессе выполнения текущего ремонта, погрузки/разгрузки, технического обслуживания.

Подвешивание агрегатов либо деталей на крюке подъёмного устройства осуществляется посредством грузозахватных приспособлений, которые способствуют удобству, надёжности и быстроте крепления.

Подъёмно-транспортное оборудование, применяемое в ремонтных предприятиях, включает в себя мостовые краны, кран-балки, поворотные консольные краны, монорельсы, манипуляторы и краны-штабелёры.

Кран-балка – передвижная двутавровая балка, с перемещающейся по ней электрической талью. Управление механизмом перемещения кран-балки и электроталью кнопочное (пульт), грузоподъёмность кран-балки 1-5 т.

Мостовой кран применяется для подъёма грузов массой 5-20 т.

Подвесные монорельсовые пути, оснащённые подвижными электрическими талями, как правило, используются для подъёма и перемещения грузов между участками ремонтной мастерской и рабочими местами. Отклонение груза от оси подвеса должно быть не более 0,40-0,60 м.

Поворотный консольный кран [рис. 3] используется для обслуживания рабочего места. Подъёмный механизм оснащён пневматическим, электрическим либо ручным приводом. Грузоподъёмность консольного крана и вылет стрелы имеют следующие сочетания:

1) 0,5 т – до 6 м;

2) 1-2 т – до 4,5 м;

3) 3-5 т – до 3,5 м.

Консольные краны

Рис. 3. Консольные краны.

А) – Полноповоротный подвесной;

Б) – Полноповоротный на отдельно стоящей колонне;

В) – Настенный.

Краны-штабелёры предназначаются для обслуживания складов при хранении грузов в специальной таре в стеллажах. В их основе лежит мостовой кран с тележкой, снабжённой вертикальной вращающейся колонной, по которой движется грузовой захват вилочного типа. Краны-штабелёры (КШТ-0,25, КШО-0,25), используемые на ремонтных предприятиях, управляются с пола.

Транспортное оборудование состоит из безрельсовых тележек (самоходные и ручные), конвейеров и рольгангов. Данное оборудование служит для периодического перемещения различных грузов (агрегаты, детали, машины).

Ручные тележки  применяются на ремонтных предприятиях всех уровней для перевозки грузов между рабочими местами.

Электроштабелёры и электропогрузчики в основном используются в закрытых помещениях для погрузки, перевозки, выгрузки грузов на транспортные средства, а также для укладки и снятия их со стеллажей.

Конвейеры [рис. 4] служат для перемещения агрегатов, машин, деталей и сборочных единиц при организации поточного производства.

Схемы конвейеров и рольгангов

Рис. 4. Схемы конвейеров и рольгангов.

А) – Напольный вертикально замкнутый конвейер;

Б) – Напольный горизонтально замкнутый конвейер;

В) – Подвесной конвейер;

Г) – Разветвление рольганга;

Д) – Стрелочный перевод рольганга.

Широкое распространение получили подвесные цепные конвейеры, посредством которых осуществляется перемещение узлов, деталей и контейнеров между участками разборки, очистки, дефектования, комплектования, а также на участках окраски и прочих. Конструкция данного конвейера даёт возможность перемещения грузов с подъёмами, поворотами и спусками.

Манипуляторы (в основном пневматические), как правило, используются на ремонтных заводах, имеющих большую программу ремонта.

8*

Яндекс.Метрика