Органы управления трактором ДТ-20 (при наладке трактора для движения вперёд) представлены на [рис. 1].
Рис. 1. Органы управления трактором ДТ-20.
1) – Вентиль топливного бака;
2) – Рычаг подачи топлива;
3) – Кнопка электрического сигнала;
4) – Рулевое колесо;
5) – Рычаг управления муфтой сцепления;
6) – Кольцо цепочки шторки радиатора;
7) – Выключатель передних фар;
8) – Выключатель задней фары;
9) – Щиток приборов;
10) – Рычаг переключения реверса;
11) – Педаль ножного управления подачей топлива;
12) – Педаль раздельного торможения правым тормозом;
13) – Рычаг распределителя управления основным цилиндром;
14) – Рычаг второго золотника распределителя;
15) – Защёлка правой тормозной педали;
16) – Рычаг включения ВОМ (вала отбора мощности);
17) – Рукоятка регулировки длины правого раскоса;
18) – Защёлка левой тормозной педали;
19) – Педаль раздельного торможения левым тормозом;
20) – Педаль блокировки тормозов;
21) – Рычаг переключения передач.
Вентиль (1) топливного бака предназначается для отключения топливопроводов от бака при замене деталей системы питания либо при проведении ремонтных работ. Запрещено производить остановку двигателя путём закрытия вентиля. Во избежание течи топлива вентиль следует открывать до отказа.
Рычаг (2) подачи топлива следует переместить вперёд (к двигателю) для увеличения подачи топлива и числа оборотов двигателя.
Если рычаг переместить назад (от двигателя), то подача топлива уменьшается, в крайнем заднем положении рычага двигатель останавливается. 1600-1700 об/мин – максимальное число оборотов двигателя, устанавливаемое рычагом (2).
При нажатии на кнопку (3) электрического сигнала даётся звуковой сигнал.
Направление вращения рулевого колеса (4) совпадает с направлением поворотов при прямом и обратном движении трактора. С этой целью при движении вперёд рулевое колесо устанавливается на передний валик рулевой колонки, при работе на реверсе – на более удалённый от двигателя задний валик.
Рычагом (5) управления муфтой сцепления выключают сцепление при перемещении к двигателю, а при перемещении назад к рулевой колонке до отказа – включают, одновременно запирая рычаги переключения передач и реверса. Включение сцепления нужно производить плавно, до появления щелчка от замыкания кулачков муфты. Выключать сцепление нужно быстро, рывком.
При вытягивании цепочки шторки радиатора за кольцо (6) в сторону рулевой колонки – шторка поднимется, закрывая сердцевину радиатора, при отпускании цепочки – шторка опускается.
Выключатель (7) предназначается для включения/выключения света передних фар, выключатель (8) – для задней фары.
Чтобы включить освещение рычажки следует отклонить вверх, чтобы выключить – вниз.
На тракторе ДТ-20-С6 ниже выключателей (7) и (8) устанавливается выключатель указателя поворотов.
На щитке (9) приборов расположены:
— манометр давления масла (справа);
— амперметр (в середине);
— термометр для измерения температуры воды (слева).
Положение стрелки на зелёном секторе манометра посредине между делениями 1 и 3 кг/см2 соответствует нормальному давлению масла.
Положение стрелки на зелёном секторе манометра посредине между делениями 1 и 3 кг/см2 соответствует нормальному давлению масла.
Положение стрелки на белом секторе шкалы между делениями 0 и 1 кг/см2 соответствует низкому давлению масла и требуется остановка двигателя для выявления и устранения причины неисправности.
Положение стрелки на красном секторе манометра (более 4 кг/см2) соответствует повышенному давлению масла. Повышение давления может быть вызвано применением слишком вязкого масла либо неправильной регулировкой сливного клапана.
Амперметр (при работающем двигателе) должен показывать небольшой зарядный ток (стрелка немного отклонена от 0 к плюсу).
Температура воды прогретого двигателя не должна быть выше 85-95 градусов Цельсия, а стрелка термометра при этом должна находиться вблизи правого конца зелёного сектора шкалы (в термометрах, снабжённых трёхцветной шкалой).
При отклонении рычага (10) переключения реверса в сторону буквы «П» на крышке включается прямой ход. Перевод рычага до отказа в сторону буквы «Н» (в противоположном направлении) включает задний ход.
Рычаг переключения реверса не имеет нейтрального положения. Переключение рычага осуществляется только после остановки трактора.
При нажатии на педаль (11) ножного управления подачей топлива увеличивается число оборотов двигателя и достигает 1800-1900 об/мин при нажатии педали до отказа.
При нажатии на педали правого (12) или левого (19) тормозов затормаживается соответствующее ведущее колесо. При одновременном повороте рулевого колеса уменьшается радиус поворота трактора.
При отклонении рычага (13) распределителя управления основным цилиндром до отказа к двигателю производится подъём навесной машины. При переводе рычага в среднее положение золотник устанавливается в запертое (нейтральное) положение. Если переместить рычаг (13) в сторону гидроподъёмника, то произойдёт принудительное опускание машины, а перемещение рычага в сторону гидроподъёмника до отказа вызовет плавающее положение.
Только при плавающем положении золотника можно работать с машинами, оснащёнными опорным колесом.
Рычаг (14) второго золотника распределителя используется при установке выносного гидроцилиндра. Управление данным рычагом осуществляется аналогично управлению рычагом (13).
Правая (15) и левая (18) защёлки тормозных педалей используются для удержания трактора в заторможенном состоянии на склонах. В откинутом вперёд положении защелка при нажиме на педаль попадает в зарубки на рычагах педалей и тем самым удерживает их в заторможенном состоянии. Во время работы защёлки следует откинуть на крышки тормозных рукавов.
Рычаг (16) включения ВОМ следует включать только при выключенной муфте сцепления, для чего рычаг нужно передвинуть назад до перехода через прилив на корпусе гидроподъёмника, при выключении – в сторону главной передачи до перехода через тот же прилив.
При вращении рукоятки (17) регулировки длины правого раскоса механизма для навешивания орудий по часовой стрелке производится подъём продольной тяги.
Чтобы быстро остановить трактор необходимо выключить муфту сцепления и нажать на педаль (20) блокировки тормозов. Данным приёмом одновременно затормаживаются оба ведущих колеса.
Путём передвижения рычага (21) переключения передач вперёд/назад вводят его в зацепление с соответствующим валиком переключения. Путём отклонения данного рычага вправо/влево (при выключенной муфте сцепления) включают нужную передачу. Положение рычага при включении различных передач [рис. 2] показано цифрами, отлитыми на крышке главной передачи.
Рис. 2. Схема переключения передач трактора ДТ-20.
1) – Положение рычага, соответствующее первой передаче;
2) — Положение рычага, соответствующее второй передаче;
3) — Положение рычага, соответствующее третьей передаче;
4) — Положение рычага, соответствующее четвёртой передаче;
Н – Нейтральное положение;
Д – Дополнительная передача.
Чтобы включить дополнительную замедленную передачу следует снять пломбу и завернуть ограничительный болт в приливе на трубе вала рулевой сошки до отказа. По завершении работы на замедленной передаче болт необходимо вывернуть и запломбировать.
Рис. 3. Органы управления двигателем трактора ДТ-20 (вид справа).
1) – Сливной кран топливного бака;
2) – Вентиль;
3) – Ручной пусковой насос;
4) – Рычаг декомпрессионного механизма;
5) – Сапун;
6) – Рычаг включения масляного насоса гидравлической навесной системы;
7) – Рычаг стартера;
8) – Кнопка включения спирали накаливания.
Сливной кран (1) [рис. 3] служит для периодического сливания из бака 1-2 литров отстоя топлива.
Ручным пусковым насосом (3) дизельное топливо подаётся на спираль накаливания подогревающего устройства во время пуска двигателя при температуре ниже + 20 градусов Цельсия.
При переводе рычага (4) декомпрессионного механизма в сторону маховика до упора включается декомпрессионный механизм и уменьшается сопротивление проворачиванию двигателя. Перемещение данного рычага в сторону радиатора до упора позволяет выключить декомпрессионный механизм.
Включение насоса производится путём перестановки рычага (6) включения масляного насоса гидравлической системы до упора в сторону рулевой колонки. Включение/выключение насоса осуществляется только при остановленном двигателе.
Чтобы включить стартер следует рычаг (7) стартера отклонить от двигателя (назад) до отказа, не нажимая кнопку (8) на головке рычага. Запрещается включать стартер при работающем двигателе.
Перед пуском двигателя при температуре окружающего воздуха ниже +20 градусов Цельсия следует нажать кнопку (8) включения спирали накаливания пускового устройства.
Рис. 4. Органы управления двигателем трактора ДТ-20 (вид слева).
1) – Поддон воздухоочистителя;
2) – Рукоятка ручного подкачивающего насоса;
3) – Кран для слива воды;
4) – Масломерный стержень;
5) – Продувочный вентиль;
6) – Горловина для заливки масла в картер двигателя;
7) – Кран для слива воды;
8) – Возвратная пружина;
9) – Трос управления декомпрессионным механизмом.
Ручной подкачивающий насос предназначен для удаления воздуха из системы питания перед пуском двигателя. Чтобы прокачать систему следует отвернуть рукоятку (2) [рис. 4], а после прокачивания необходимо плотно завернуть рукоятку.
Сливные краны (3) и (7) нужно открыть при выпуске воды из системы охлаждения. Краны требуется оставлять открытыми на время стоянки трактора без воды.
Уровень масла в картере двигателя определяется масломерной линейкой (4). До метки В масло заливается в новый либо отремонтированный двигатель, а также при замене масла в картере. Уровень масла до метки П следует поддерживать во время эксплуатации. Запрещается запуск двигателя при понижении уровня масла ниже метки Н.
При прокачке системы питания ручным насосом следует открыть продувочный вентиль (5) корпуса фильтра. Вентиль необходимо плотно завернуть только после исчезновения пузырьков воздуха в струе топлива, вытекающего из трубки фильтра.