В процессе пуска холодного двигателя и полном закрытии воздушной заслонки в диффузоре карбюратора создаётся значительное разрежение, которое приводит к интенсивному вытеканию топлива из распылителя главного дозирующего устройства, в результате чего смесь сильно обогащается. Для предотвращения излишнего обогащения смеси (во время пуска) следует подобрать степень закрытия заслонки, которая, как правило, зависит от температуры и состояния двигателя, а также сорта топлива.
На увеличение разрежения в смесительной камере карбюратора влияет не только степень закрытия воздушной заслонки, но также и степень открытия дроссельной заслонки. Самое минимальное разрежение достигается при положении дроссельной заслонки, при котором обеспечивается холостой ход двигателя. Однако этого может быть недостаточно для пуска холодного двигателя. Для увеличения разрежения следует слегка приоткрыть дроссельную заслонку. С этой целью в большинстве карбюраторов выполнено соединение воздушной заслонки с дроссельной заслонкой посредством тяг и рычажков. За счёт подобной связи при полном закрытии воздушной заслонки дроссельная заслонка будет открываться на некоторый угол. Как правило, для каждого типа карбюраторов степень открытия дроссельной заслонки подбирается на заводе-изготовителе и её изменение в процессе эксплуатации не рекомендуется.
Сразу после пуска холодного двигателя, при полностью закрытой воздушной заслонке, возможно очень сильное обогащение смеси. Поэтому рекомендуется приоткрывать воздушную заслонку сразу после начала работы двигателя. В случае, когда водитель не успевает это сделать в начальный момент работы двигателя, осуществляется автоматическое уменьшение разрежения в карбюраторе за счёт срабатывания предохранительного клапана (3) [рис. 1, в)], который установлен на воздушной заслонке и посредством пружины (2) удерживается в закрытом положении.
Рис. 1. Схемы обогатительных устройств карбюраторов.
а) – Схема экономайзера с механическим приводом:
1) – Поплавковая камера;
2) – Планка привода клапана экономайзера;
3) – Толкатель клапана экономайзера;
4) – Дроссельная заслонка;
5) – Рычаг дроссельной заслонки;
6) – Жиклёр экономайзера;
7) – Шток привода клапана экономайзера;
8) – Клапан экономайзера;
б) – Схема эконостата и ускорительного насоса:
1) – Поплавковая камера;
2) – Планка привода ускорительного насоса;
3) – Жиклёр эконостата;
4) – Распылитель эконостата;
5) – Жиклёр ускорительного насоса;
6) – Распылитель ускорительного насоса;
7) – Нагнетательный клапан;
8) – Топливный канал;
9) – Дроссельная заслонка;
10) – Рычаг дроссельной заслонки;
11) – Шток привода ускорительного насоса;
12) – Обратный клапан;
13) – Поршень ускорительного насоса;
14) – Пружина поршня;
в) – Схема пускового устройства:
1) – Воздушная заслонка;
2) – Пружина клапана;
2) – Предохранительный клапан;
4) – Дроссельная заслонка.
В случае значительного увеличения разрежения и возрастания давления воздуха на заслонку произойдёт сжатие пружины предохранительного клапана и воздух пройдёт в смесительную камеру. Предохранительный клапан при этом начнёт издавать характерный шум, сигнализируя о необходимости ручного открытия воздушной заслонки.
С целью предотвращения излишнего переобогащения горючей смеси при увеличении открытия дроссельной заслонки в процессе прогрева, в некоторых карбюраторах воздушную заслонку устанавливают несимметрично относительно потока воздуха. Воздушная заслонка стремится открыться под воздействием разности давлений потока воздуха на обе свои части, тем самым уменьшая обогащение смеси.