Принцип работы турбокомпрессора ТКР-11 системы питания двигателя Д-160 воздухом трактора Т-130М состоит в следующем: выхлопные газы попадают в корпус турбины по двум каналам: по одному из них подходят газы от 2-го и 3-го цилиндров, по второму – от 1-го и 4-го цилиндров. Подводом газов в турбокомпрессор реализовано использование энергии выхлопных газов для вращения колеса турбины.
Вал ротора турбокомпрессора (28) свободно вращается в бронзовой втулке – подшипнике (1) [рис. 1]. Втулка может немного передвигаться относительно корпуса. От осевого перемещения указанная втулка удерживается стопором-фиксатором (16), который входит в отверстие втулки.
Рис. 1. Турбокомпрессор ТКР-11 системы питания воздухом двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Подшипник;
2) – Средний корпус;
3) – Прокладка;
4) – Крышка уплотнения;
5) – Штифт;
6) – Фирменная табличка;
7) – Колесо компрессора;
8) – Гайка крепления колеса компрессора;
9) – Кольцо уплотнения;
10) – Кольцо уплотнения;
11) – Вставка компрессора;
12) – Корпус компрессора;
13) – Резиновое уплотнительное кольцо;
14) – Прокладка;
15) – Регулировочная прокладка;
16) – Фиксатор;
17) – Прокладка;
18) – Сопловой венец;
19) – Штифт;
20) – Регулировочная прокладка;
21) – Вставка турбины;
22) – Экран;
23) – Колесо турбины;
24) – Кольцо уплотнения;
25) – Кольцо уплотнения с уплотнительными кольцами;
26) – Корпус турбины;
27) – Диск уплотнения;
28) – Вал ротора турбокомпрессора;
А) – Зазор между лопатками колеса турбины и вставкой;
Б) – Зазор между лопатками колеса компрессора и вставкой.
Смазывание втулки производится маслом, которое поступает по трубке от маслораспределительной плиты. Эта трубка подсоединена к штуцеру, ввёрнутому в резьбовое отверстие стопора. От указанного штуцера отходит и трубка, ведущая к манометру, который показывает давление масла.
Поступающее к турбокомпрессору масло подвергается дополнительной очистке в сетчатом фильтре (14) [рис. 2]. При засорении фильтра шариковый перепускной клапан (11) открывается и перепускает неочищенное масло во втулку.
Рис. 2. Схема работы масляного насоса, центробежного масляного фильтра, а также фильтра турбокомпрессора смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М.
11) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;
14) – Масляный фильтр турбокомпрессора.
Во избежание перетекания масла в корпус компрессора, на валике смонтировано кольцо (9) [рис. 1] с маслосгонной резьбой, а также в канавке втулки установлена пара чугунных уплотнительных колец (10).
Чугунные уплотнительные кольца также вставлены в канавки около турбинного колеса. Они предотвращают перетекание масла в корпус турбины между диском уплотнения (27) и втулкой.
Пройдя через зазор между валиком и втулкой, масло скапливается во внутренней полости среднего корпуса, а оттуда оно возвращается по трубке обратно в смазочную систему двигателя Д-160.
Герметичность корпусов и зазоры (А) и (Б) между корпусами нагнетателя, турбины и средним корпусом имеют прямую зависимость от давления нагнетания воздуха, подачи и КПД турбокомпрессора ТКР-11. Прокладки тщательно уплотняют разъёмы в корпусах. Прокладки (15) и (20) служат для регулировки зазоров (А) и (Б). При смещении ротора к среднему корпусу зазор (А) должен составлять 0,5-0,7 мм, а зазор (Б) – 0,5-0,9 мм.
В процессе работы двигателя Д-160 трактора Т-130М отработанные газы поступают в корпус (26) турбины и направляются на лопатки турбинного колеса (23) через сопловой венец (18).
На лопатках турбинного колеса энергия потока газов преобразуется в механическую энергию, приводящую во вращение турбинное колесо, а также валик и колесо (7) компрессора. Отработавшие газы проходят с большой скоростью мимо отверстия выхлопной трубы, которая связана с поддоном мильтициклонного очистителя воздуха, формируют в ней разряжение и за счёт этого отсасывают из поддона пыль.
Вращаясь с высокой скоростью, колесо (7) компрессора формирует разряжение во вставке (11) корпуса компрессора, за счёт чего воздух всасывается через воздухоочиститель и направляется на лопатки колеса компрессора. По лопаткам воздух движется от центра к периферии колеса и идёт в корпус (12) компрессора, откуда нагнетается (под давлением) во впускной коллектор и цилиндры двигателя Д-160.
Турбокомпрессор ТКР-11 в процессе эксплуатации не нуждается в регулировке.
Контроль циркуляции масла через турбокомпрессор осуществляется по указателю давления масла турбокомпрессора. Давление масла должно быть не менее 1 кгс/см2 (98 кПа). В случае падения давления необходимо остановить двигатель, выяснить и устранить причину.