Принцип работы турбокомпрессора ТКР-11 системы питания воздухом двигателя Д-160 трактора Т-130М


* * *

Принцип работы турбокомпрессора ТКР-11 системы питания двигателя Д-160 воздухом трактора Т-130М состоит в следующем: выхлопные газы попадают в корпус турбины по двум каналам: по одному из них подходят газы от 2-го и 3-го цилиндров, по второму – от 1-го и 4-го цилиндров. Подводом газов в турбокомпрессор реализовано использование энергии выхлопных газов для вращения колеса турбины.

Вал ротора турбокомпрессора (28) свободно вращается в бронзовой втулке – подшипнике (1) [рис. 1]. Втулка может немного передвигаться относительно корпуса. От осевого перемещения указанная втулка удерживается стопором-фиксатором (16), который входит в отверстие втулки.

Турбокомпрессор ТКР-11 системы питания воздухом двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 1. Турбокомпрессор ТКР-11 системы питания воздухом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Подшипник;

2) – Средний корпус;

3) – Прокладка;

4) – Крышка уплотнения;

5) – Штифт;

6) – Фирменная табличка;

7) – Колесо компрессора;

8) – Гайка крепления колеса компрессора;

9) – Кольцо уплотнения;

10) – Кольцо уплотнения;

11) – Вставка компрессора;

12) – Корпус компрессора;

13) – Резиновое уплотнительное кольцо;

14) – Прокладка;

15) – Регулировочная прокладка;

16) – Фиксатор;

17) – Прокладка;

18) – Сопловой венец;

19) – Штифт;

20) – Регулировочная прокладка;

21) – Вставка турбины;

22) – Экран;

23) – Колесо турбины;

24) – Кольцо уплотнения;

25) – Кольцо уплотнения с уплотнительными кольцами;

26) – Корпус турбины;

27) – Диск уплотнения;

28) – Вал ротора турбокомпрессора;

А) – Зазор между лопатками колеса турбины и вставкой;

Б) – Зазор между лопатками колеса компрессора и вставкой.

Смазывание втулки производится маслом, которое поступает по трубке от маслораспределительной плиты. Эта трубка подсоединена к штуцеру, ввёрнутому в резьбовое отверстие стопора. От указанного штуцера отходит и трубка, ведущая к манометру, который показывает давление масла.

Поступающее к турбокомпрессору масло подвергается дополнительной очистке в сетчатом фильтре (14) [рис. 2]. При засорении фильтра шариковый перепускной клапан (11) открывается и перепускает неочищенное масло во втулку.

Схема работы масляного насоса, центробежного масляного фильтра, а также фильтра турбокомпрессора смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 2. Схема работы масляного насоса, центробежного масляного фильтра, а также фильтра турбокомпрессора смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М.

11) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;

14) – Масляный фильтр турбокомпрессора.

Во избежание перетекания масла в корпус компрессора, на валике смонтировано кольцо (9) [рис. 1] с маслосгонной резьбой, а также в канавке втулки установлена пара чугунных уплотнительных колец (10).

Чугунные уплотнительные кольца также вставлены в канавки около турбинного колеса. Они предотвращают перетекание масла в корпус турбины между диском уплотнения (27) и втулкой.

Пройдя через зазор между валиком и втулкой, масло скапливается во внутренней полости среднего корпуса, а оттуда оно возвращается по трубке обратно в смазочную систему двигателя Д-160.

Герметичность корпусов и зазоры (А) и (Б) между корпусами нагнетателя, турбины и средним корпусом имеют прямую зависимость от давления нагнетания воздуха, подачи и КПД турбокомпрессора ТКР-11. Прокладки тщательно уплотняют разъёмы в корпусах. Прокладки (15) и (20) служат для регулировки зазоров (А) и (Б). При смещении ротора к среднему корпусу зазор (А) должен составлять 0,5-0,7 мм, а зазор (Б) – 0,5-0,9 мм.

В процессе работы двигателя Д-160 трактора Т-130М отработанные газы поступают в корпус (26) турбины и направляются на лопатки турбинного колеса (23) через сопловой венец (18).

На лопатках турбинного колеса энергия потока газов преобразуется в механическую энергию, приводящую во вращение турбинное колесо, а также валик и колесо (7) компрессора. Отработавшие газы проходят с большой скоростью мимо отверстия выхлопной трубы, которая связана с поддоном мильтициклонного очистителя воздуха, формируют в ней разряжение и за счёт этого отсасывают из поддона пыль.

Вращаясь с высокой скоростью, колесо (7) компрессора формирует разряжение во вставке (11) корпуса компрессора, за счёт чего воздух всасывается через воздухоочиститель и направляется на лопатки колеса компрессора. По лопаткам воздух движется от центра к периферии колеса и идёт в корпус (12) компрессора, откуда нагнетается (под давлением) во впускной коллектор и цилиндры двигателя Д-160.

Турбокомпрессор ТКР-11 в процессе эксплуатации не нуждается в регулировке.

Контроль циркуляции масла через турбокомпрессор осуществляется по указателю давления масла турбокомпрессора. Давление масла должно быть не менее 1 кгс/см2 (98 кПа). В случае падения давления необходимо остановить двигатель, выяснить и устранить причину.

13*

Яндекс.Метрика