Турбокомпрессор ТКР-11 предназначается для принудительного нагнетания воздуха в цилиндры двигателя Д-160 трактора Т-130М под определённым давлением. Это одноступенчатый центробежный компрессор, получающий привод от радиальной центростремительной турбины, работающей в потоке выхлопных газов двигателя. Конструкция турбокомпрессора ТКР-11 [рис. 1] включает в себя следующие элементы: турбинное колесо (23), компрессорное колесо (7), а также три корпуса: корпус компрессора (12), средний корпус (2), корпус турбины (26).
Рис. 1. Турбокомпрессор ТКР-11 системы питания воздухом двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Подшипник;
2) – Средний корпус;
3) – Прокладка;
4) – Крышка уплотнения;
5) – Штифт;
6) – Фирменная табличка;
7) – Колесо компрессора;
8) – Гайка крепления колеса компрессора;
9) – Кольцо уплотнения;
10) – Кольцо уплотнения;
11) – Вставка компрессора;
12) – Корпус компрессора;
13) – Резиновое уплотнительное кольцо;
14) – Прокладка;
15) – Регулировочная прокладка;
16) – Фиксатор;
17) – Прокладка;
18) – Сопловой венец;
19) – Штифт;
20) – Регулировочная прокладка;
21) – Вставка турбины;
22) – Экран;
23) – Колесо турбины;
24) – Кольцо уплотнения;
25) – Кольцо уплотнения с уплотнительными кольцами;
26) – Корпус турбины;
27) – Диск уплотнения;
28) – Вал ротора турбокомпрессора;
А) – Зазор между лопатками колеса турбины и вставкой;
Б) – Зазор между лопатками колеса компрессора и вставкой.
Колесо компрессора насажено на носок вала турбокомпрессора (28) и закрепляется на нём при помощи гайки (8), а колесо турбины приварено к валу (28). Колёса в сборе с валом динамически сбалансированы, т.к. во время работы турбокомпрессора они вращаются с частотой 40 000 мин-1. Вставки (11) и (21) размещены в корпусах компрессора и турбины. Вставка компрессора (11) соединяется с патрубком воздухоочистителя. Вставка турбины (21) при установке турбокомпрессора ТКР-11 входит в отверстие патрубка выхлопной трубы дизеля и снабжена канавками под уплотнительные пружинные кольца (24), которые, плотно прилегая к поверхности выхлопной трубы, не дают просачиваться выхлопным газам.
К фланцу компрессора прикреплён патрубок, второй конец которого соединён с впускным коллектором двигателя Д-160 трактора Т-130М.