Разборка, сборка и установка турбокомпрессора ТКР-11 системы питания воздухом на двигатель Д-160 трактора Т-130М


* * *

Разборка, промывка и сборка турбокомпрессора ТКР-11 должна осуществляться опытным механиком в условиях мастерской. Перед разборкой следует произвести очистку наружных поверхностей корпусов от грязи. Демонтаж корпуса турбины и компрессора должен выполняться только с использованием съёмника. В первую очередь необходимо снимать корпус турбины, ввиду того, что на его посадочном диаметре, как правило, образуется большое количество нагара.

Запрещено соскребать грязь и отложения с поверхности колёс, так как это может привести к их динамической разбалансировке. В промытом среднем корпусе валик должен легко вращаться в крайних положениях при его смещении до отказа к среднему корпусу в сторону компрессора и турбины.

С целью предотвращения разбалансировки подвергать ротор разборке нужно только в крайнем случае, и только после предварительного нанесения на торцы колеса компрессора и гайки вала меток, которые позволят в процессе сборки установить детали в первоначальное положение. Чтобы предотвратить нарушение соосности отверстий не следует снимать диски и экран уплотнения со среднего корпуса.

Запрещена механическая обработка (любого типа), а также замена каких-либо деталей, помимо гайки крепления компрессора, так как это может повлечь за собой разбалансировку валика и колёс.

Рабочие шейки вала перед установкой в подшипник следует смазать чистым дизельным маслом. Если выполняется промывка турбокомпрессора ТКР-11 без разборки ротора – перед монтажом корпусом турбины и компрессора необходимо проконтролировать степень затяжки гайки валика. Подтяжка ослабленных гаек (8) [рис. 1] производится с моментом 40-45 Н•м.

Турбокомпрессор ТКР-11 системы питания воздухом двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 1. Турбокомпрессор ТКР-11 системы питания воздухом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Подшипник;

2) – Средний корпус;

3) – Прокладка;

4) – Крышка уплотнения;

5) – Штифт;

6) – Фирменная табличка;

7) – Колесо компрессора;

8) – Гайка крепления колеса компрессора;

9) – Кольцо уплотнения;

10) – Кольцо уплотнения;

11) – Вставка компрессора;

12) – Корпус компрессора;

13) – Резиновое уплотнительное кольцо;

14) – Прокладка;

15) – Регулировочная прокладка;

16) – Фиксатор;

17) – Прокладка;

18) – Сопловой венец;

19) – Штифт;

20) – Регулировочная прокладка;

21) – Вставка турбины;

22) – Экран;

23) – Колесо турбины;

24) – Кольцо уплотнения;

25) – Кольцо уплотнения с уплотнительными кольцами;

26) – Корпус турбины;

27) – Диск уплотнения;

28) – Вал ротора турбокомпрессора;

А) – Зазор между лопатками колеса турбины и вставкой;

Б) – Зазор между лопатками колеса компрессора и вставкой.

При сборке ротора нужно совместить метки-риски на компрессоре, а также гайке и валике. Для предотвращения нарушения зазоров (А) и (Б) между вставками и колёсами требуется поставить ранее использовавшиеся прокладки либо новые аналогичной толщины. В противном случае возможна авария из-за задевания колёс о вставки.

После окончательной сборки турбокомпрессора ТКР-11 нужно залить в средний корпус чистое (профильтрованное) масло через штуцер (16) подвода масла, при этом необходимо вращать ротор (от руки) для формирования на подшипнике масляной плёнки. Ротор на собранном турбокомпрессоре должен свободно вращаться при смещении его до отказа к среднему корпусу. Прихватывание и задевание ротора при этом недопустимы.

При установке турбокомпрессора на двигатель Д-160 трактора Т-130М нужно проконтролировать «улитки» корпусов компрессора и турбины на присутствие в них посторонних предметов, которые способны вывести колёса ротора из строя.

Следует тщательно промыть калиброванное отверстие в поворотном угольнике, полый штуцер, которым притягивается поворотный угольник к штуцеру-стопору среднего корпуса, перед тем как выполнять присоединение трубки от фильтра к турбокомпрессору. Далее необходимо произвести замер (по секундомеру) пробега ротора (на слух) при остановке прогретого двигателя непосредственно после выключения подачи топлива на режиме максимальных холостых оборотов. Ротор должен вращаться не менее 5 с и плавно остановиться.

13*

Яндекс.Метрика