Под воздействием создаваемого двигателем при такте впуска напряжения воздух поступает в моноциклон (через защитную сетку) к завихрителю, приобретая вращение. Крупные частицы пыли, которые содержатся в воздухе, центробежной силой отбрасываются к стенкам и через щели колпака выбрасываются наружу.
Далее воздух, очищенный от крупных частиц пыли, через патрубок (14) [рис. 1] попадает к фильтр-патронам и последовательно проходит через наружный, а потом через внутренний фильтр-патрон.
Рис. 1. Воздухоочиститель двигателя СМД-14НГ (продольный разрез) трактора ДТ-75Б.
I) – Первая ступень воздухоочистителя – моноциклон;
II) – Вторая ступень воздухоочистителя с бумажными фильтрующими элементами;
1) – Хомут;
2) – Труба;
3) – Защитная сетка;
4) – Завихритель;
5) – Колпак;
6) – Стяжная шпилька;
7) – Выбросные щели;
8) – Гайка-барашек;
9) – Основной фильтр-патрон;
10) – Предохранительный фильтр-патрон;
11) – Уплотнительное кольцо;
12) – Уплотнительное кольцо;
13) – Выходной патрубок;
14) – Входной патрубок;
15) – Корпус;
16) – Гайки-барашки;
17) – Шпилька;
18) – Маховичок;
19) – Уплотнительные шайбы;
20) – Крышка.
Через выходной патрубок и промежуточную трубу очищенный от пыли воздух подходит к впускному коллектору двигателя СМД-14НГ трактора ДТ-75Б. Внутренним (предохранительным) фильтр-патроном при этом реализуются функции гарантийного элемента для защиты двигателя от пыли (в случае повреждения основного фильтр-патрона).