С целью повышения продольной устойчивости и понижения центра тяжести трактора Т-40 и Т-40А развёрнуты корпуса бортовых передач, а, следовательно, и сдвинут вперёд остов трактора. Из-за этого расстояние от крайних точек ведущих колёс до торца заднего ВОМ (вала отбора мощности) в сравнении с прочими тракторами является увеличенным.
Каждый трактор Т-40 (Т-40) комплектуется специальным удлинителем, который позволяет выдерживать данное оговорённое стандартное расстояние, а также передавать от ДВС крутящий момент к агрегатируемым с трактором машинам.
Удлинитель заднего ВОМ включает в себя вал и чугунный корпус.
Вал (5) [рис. 1] удлинителя установлен в посаженном в расточку корпуса (2) шарикоподшипнике (6).
Рис. 1. Удлинитель вала отбора мощности трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Болт;
2) – Корпус удлинителя;
3) – Шлицевая втулка;
4) – Шплинт;
5) – Вал удлинителя;
6) – Шарикоподшипник;
7) – Крышка;
8) – Колпак;
9) – Самоподжимные каркасные сальники.
Шлицевой конец вала (5), выходящий наружу, закрыт колпаком (8).
В передней части вала (5) на шлицах посредством шплинта зафиксирована шлицевая втулка (3), предназначенная для соединения с хвостовиком заднего ВОМ.
Корпус (2) удлинителя заканчивается (в передней части) фланцем с отверстиями под крепёжные болты.
В задней части удлинителя (в крышке (7) и в расточке корпуса) установлены каркасные самоподжимные сальники (9). В крышке выполнены резьбовые отверстия для монтажа редуктора привода рабочих органов косилку типа КНУ-6 и прочих сельскохозяйственных машин.
В случае агрегатирования трактора Т-40 (Т-40А) с орудиями, которым необходим привод от ВОМа, следует прикрепить удлинитель (посредством болтов) к задней стенке корпуса трансмиссии. С хвостовиком ВОМа вал удлинителя соединяется через шлицевую муфту (3). Корпус удлинителя центрируется внутренней расточкой по наружному диаметру стакана (25) [рис. 2] подшипника (32).
Рис. 2. Привод заднего вала отбора мощности (ВОМ) трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Шестерня независимого привода;
2) – Болт;
3) – Шарикоподшипник;
4) – Гайка;
5) – Шплинт;
6) – Крышка;
7) – Упорное кольцо;
8) – Шарикоподшипник;
9) – Кольцо;
10) – Вал-шестерня муфты сцепления ВОМ;
11) – Наружная обойма муфты;
12) – Внутренняя обойма муфты;
13) – Шестерня синхронного привода;
14) – Шарикоподшипник;
15) – Вал отбора мощности;
16) – Синхронный вал;
17) – Стакан подшипника;
18) – Регулировочная прокладка;
19) – Стопорное кольцо;
20) – Упорное кольцо;
21) – Шарикоподшипник;
22) – Коническая шестерня привода синхронного вала;
23) – Регулировочное кольцо;
24) – Стопорное кольцо;
25) – Стакан подшипника;
26) – Болт;
27) – Гнездо сальника;
28) – Колпак;
29) – Каркасный самоподжимной сальник;
30) – Регулировочная прокладка;
31) – Уплотнительное кольцо;
32) – Шарикоподшипник;
33) – Стопорное кольцо;
34) – Болт;
35) – Стопорное кольцо;
36) – Фиксатор;
37) – Пружина фиксатора;
38) – Вилка;
39) – Кронштейн управления;
40) – Уплотнительное кольцо;
41) – Рычаг управления;
42) – Шайба;
43) – Сухарик.
Перед тем как устанавливать на трактор удлинитель заднего вала отбора мощности следует переставить к бортовым передачам (наружу) блокировочные цепи продольных тяг механизма навески, а кронштейн центральной тяги развернуть на 180 град.
Смазывание удлинителя выполняется солидолом путём набивки его в полость между каркасными сальниками (9) [рис. 1], с предварительным демонтажом крышки (7).