Пусковой двигатель ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А установлен на верхней площадке редуктора. В корпусе (6) [рис. 1] редуктора размещаются:
1) – фрикционная муфта с тормозом и ведущей шестернёй;
2) – механизм привода с муфтой свободного хода и шестернёй (8);
3) – устройство для управления муфтой и шестернёй.
Рис. 1. Редуктор пускового двигателя ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Рычаг выключения муфты;
2) – Пробка контрольного отверстия;
3) – Диск;
4) – Ведомый диск;
5) – Нажимной диск;
6) – Корпус;
7) – Валик вилки включения шестерни;
8) – Шестерня;
9) – Гнездо шарикоподшипника;
10) – Картер маховика;
11) – Гайка;
12) – Венец маховика;
13) – Рычаг включения шестерни;
14) – Наружная обойма;
15) – Ролик;
16) – Резьбовая втулка;
17) – Сальник;
18) – Ведущий диск;
19) – Барабан фрикционной муфты;
20) – Ведущая шестерня;
21) – Игольчатый подшипник;
22) – Пружина;
23) – Вал;
24) – Ведомый барабан;
25) – Пята;
26) – Пружина рычага выключения;
27) – Крышка редуктора;
28) – Шток;
29) – Регулировочный винт;
30) – Гайка.
Вращение от промежуточной шестерни пускового двигателя ПД-8 передаётся ведущей шестерне (20), которая жёстко связана с барабаном (19) фрикционной муфты и свободно вращается на игольчатом подшипнике (21). В прорези, расположенные на барабане, входят выступы четырёх ведущих дисков (18), которые снабжены фрикционными накладками. Между ведущими дисками установлены ведомые диски (4) с выступами по внутреннему диаметру.
Данные выступы входят в пазы на ведомом барабане (24), который жёстко соединён с валом (23). Все диски сжаты посредством пружин (22), надетых на пальцы. При перемещении рычага (1) выключения муфты передвигается шток (28) с пятой (25), которая давит на диск (3), а последний перемещает пальцы и сжимает пружины (22). Нажимной диск (5) отходит, освобождая ведущие диски, и муфта выключается; вращение от промежуточной шестерни пускового двигателя ПД-8 не передаётся на вал редуктора. По валу (23) перемещается шестерня (8), которая жёстко связана с наружной обоймой (14). Внутри обоймы располагаются ролики (15) муфты свободного хода, размещённые в пазах резьбовой втулки (16). На поверхности данной втулки нарезана четырёхходовая прямоугольная резьба, аналогичная резьба имеется также и на валу (23).
Когда муфта выключена, рычаг (13) перемещает втулку отводки вместе с шестернёй (8) и вводит её в зацепление с венцом (12) маховика. В случае, если зуб шестерни не вошёл во впадину венца, необходимо включить на короткое время муфту и немного повернуть вал. После того как шестерня полностью войдёт в зацепление с венцом маховика, следует включить муфту и пусковой двигатель ПД-8 начнёт прокручивать коленчатый вал двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А.
После запуска двигателя происходит срабатывание муфты свободного хода и шестерня (8) станет свободно вращаться на валу (23). В это время необходимо освободить педаль, посредством которой рычаг (13) перемещает втулки отводки, тогда резьбовая втулка (16) с приводом отойдёт в исходное положение, а шестерня выйдет из зацепления с венцом маховика.
После выключения муфты, вал (23) вместе с шестернёй (8) продолжает вращаться некоторое время. Если в это время произвести введение шестерни (8) в зацепление с венцом маховика, то возможна поломка зубьев на венце маховика. Во избежание этого в редукторе пускового ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А установлен тормоз.
На диске (3) имеется фрикционная накладка, прижимающаяся к поверхности пяты (25) при выключении муфты. Так как пята не вращается, а только перемещается вдоль оси, вращение вала (23) и шестерни (8) тормозится посредством пальцев и барабана (19).
Редуктор пускового двигателя ПД-8 смазывается дизельным маслом, которое заливается через закрываемое пробкой (5) [рис. 2] отверстие, до контрольного отверстия, которое также закрывается пробкой (2) [рис. 1]. Для слива отработанного масла используется расположенное снизу на корпусе (6) редуктора отверстие.
Рис. 2. Пусковой двигатель ПД-8 двигателя Д-37МС2 тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Наружный рычаг;
2) – Ведущая шестерня коленчатого вала;
3) – Электрический стартер;
4) – Подшипник;
5) – Пробка;
6) – Кривошипный палец;
7) – Отверстие;
8) – Ролик;
9) – Канавка;
10) – Шатун;
11) – Канал;
12) – Цилиндр;
13) – Выпускная труба;
14) – Поршневой палец;
15) – Кожух;
16) – Поршень;
17) – Поршневое кольцо;
18) – Прокладка;
19) – Головка цилиндра;
20) – Кожух;
21) – Искровая зажигательная свеча;
22) – Верхняя головка шатуна;
23) – Карбюратор;
24) – Воздухоочиститель;
25) – Крышка;
26) – Впускной патрубок;
27) – Ручной стартер;
28) – Храповик стартера;
29) – Храповик коленчатого вала;
30) – Корпус вентилятора;
31) – Крыльчатка вентилятора;
32) – Маховик;
33) – Лист;
34) – Правая цапфа коленчатого вала;
35) – Задняя половина картера;
36) – Подшипник;
37) – Передняя половина картера;
38) – Левая цапфа коленчатого вала;
39) – Шестерня привода регулятора;
40) – Вал регулятора;
41) – Упорная шайба;
42) – Шарик;
43) – Ведущий диск;
44) – Подвижный диск;
45) – Крышка картера;
46) – Упорный шарик;
47) – Рычаг;
48) – Направляющий палец;
49) – Пружина регулятора;
50) – Регулировочный винт;
51) – Магнето;
52) – Промежуточная шестерня.