Главные контакты стартера должны замыкаться при определённом зазоре между упорной шайбой и торцом шестерни привода. Порядок проверки и (в случае необходимости) регулировки стартера.
При выключенном стартере проверяется установка исходного положения шестерни привода – расстояние (А) [рис. 1, А] от торца посадочного пояска фланца крышки. Величина (А) для стартеров СТ113-Б, СТ130, СТ117-А составляет 34±1 мм. Для установки правильного положения шестерни служит регулировочный винт (2) с контргайкой.
Рис. 1. Схема проверки и регулировки стартеров и дополнительных реле.
А) – Проверка и регулировка момента включения стартера;
Б) – Проверка и регулировка момента включения стартера;
В) – Проверка и регулировка дополнительного реле РС507-В.
Регулировка момента включения стартера с дистанционным управлением выполняется винтом (7) [рис. 2], который соединяет якорь тягового реле с рычагом приводной шестерни (СТ113, СТ103, СТ130Б и прочие), либо путём поворота эксцентриковой оси (21) [рис. 3] рычага привода (СТ142, СТ212-А, СТ222, СТ230). Замыкание контактов тягового реле должно происходить при определённом зазоре (Б) между торцами шестерни привода [рис. 1, А] и упорной шайбы, который равен 2-4 мм. Определение момента замыкания контактов производится посредством лампочки (12 В), которая подключается (последовательно) с контактами реле к аккумуляторной батарее [рис. 1, Б]. Дополнительный ход якоря реле, после замыкания контактов, должен составлять не менее 1-1,5 мм.
Рис. 2. Стартер СТ103.
А) – Общий вид стартера;
Б) – Электрическая схема стартера;
1) – Коллектор;
2) – Подшипники скольжения;
3) – Щётки;
4) – Якорь;
5) – Бандаж;
6) – Якорь реле;
7) – Регулировочный винт якоря;
8) – Рычаг;
9) – Стакан;
10) – Передняя крышка;
11) – Вал;
12) – Маслёнка;
13) – Упорное кольцо;
14) – Шестерня;
15) – Ведущая гайка;
16) – Буферная пружина;
17) – Втулка;
18) – Паз;
19) – Опора среднего подшипника;
20) – Корпус;
21) – Обмотка возбуждения;
22) – Пружина щёткодержателя;
23) – Задняя крышка.
Рис. 3. Стартер СТ142.
А) – Общий вид стартера;
1) – Опора среднего подшипника;
2) – Подшипник;
3) – Якорь;
4) – Корпус;
5) – Крышка;
6) – Коллектор;
7) – Фильц;
8) – Щётка;
9) – Траверса;
10) – Обмотка возбуждения;
11) – Перемычка;
12) – Контактный болт;
13) – Зажим обмоток реле;
14) – Крышка реле;
15) – Контактный диск;
16) – Обмотка реле;
17) – Корпус реле;
18) – Якорь реле;
19) – Резиновый сильфон;
20) – Рычаг;
21) – Эксцентриковая ось;
22) – Привод;
23) – Крышка со стороны привода;
24) – Упорная шайба;
25) – Армированная манжета;
26) – Резиновый уплотнитель;
Б) – Привод с храповой муфтой;
1) – Направляющая втулка;
2) – Замковое кольцо;
3) – Втулка отводки;
4) – Резиновое кольцо;
5) – Корпус;
6) – Стальная шайба;
7) – Пружина;
8) – Ведущая полумуфта;
9) – Конусное кольцо;
10) – Замковое кольцо;
11) – Штифт;
12) – Сухарь;
13) – Ведомая полумуфта;
14) – Бронзовая втулка;
15) – Направляющая втулка;
16) – Храповые зубья.
Тяговое реле РС103 проверяется и регулируется посредством лампочки (24 В), подключаемой между выходной клеммой обмоток тягового реле и плюсовой «+» клеммой аккумуляторной батареи. Минусовая «-» клемма батареи соединяется с «массой» стартера. Между шестернёй (14) [рис. 2, А] и упорной шайбой (13) стартера поочерёдно устанавливаются прокладки толщиной 11,7 мм, а также 16 мм. При нажатии на серьгу штока якоря (6) и упоре шестерни привода в прокладку (11,7 мм) лампочка должна загораться – замыкаются контакты тягового реле, а при упоре в прокладку (16 мм) лампочка гореть не должна. Если данное условие не соблюдается, то необходимо отъединить серьгу и посредством регулировочного винта (7) якоря отрегулировать тяговое реле. Винт нужно немного завернуть, если контакты замыкаются рано, и отвернуть – если поздно.
У дополнительных реле РС507-Б и РС502 дистанционного управления стартером следует перед регулировкой зачистить контакты и проверить между ними зазор. Для РС507-Б зазор равен 0,4 мм, а для РС502 – 0,4-0,6 мм. Расстояние между сердечником и якорьком для РС507-Б – не меньше 0,15 мм, а для РС502 – не меньше 0,2 мм. Необходимая величина зазора между контактами устанавливается путём подгибания ограничителя якорька (8) [рис. 1, В]. Реле РС507-Б должно включаться при напряжении 6-9 В, а реле РС502 – при 7-8 В. Размыкание контактов должно происходить при 2-4 В.
По завершении разборки либо ремонта стартер подвергается проверке на холостом ходу, а также при полном торможении. Указанные проверки выполняются на контрольно-испытательных стендах: модель 532 М, модель 2214, КИ-968. Аккумуляторная батарея для проведения проверки должна соответствовать требуемому значению ёмкости и быть заряженной минимум на 75%.
В процессе испытания на холостом ходу осуществляется замер потребляемого стартером тока, а также частоты вращения якоря. Полученные величины сравниваются с данными технической документации.
При пониженной частоте вращения якоря, сопряжённой с повышенным потребляемым током, возможны следующие неисправности стартера: якорь зажат в подшипниках либо задевает за полюса, витки обмотки замыкают между собой либо на «массу». При пониженной частоте, сопряжённой с пониженным потребляемым током, возможен плохой контакт в присоединительных клеммах стартера либо аккумуляторной батареи, а также недостаточное давление пружин на щётки.
При потреблении стартером увеличенного тока при торможении и развитии пониженного вращающего момента следует обратить внимание на возможные неисправности в обмотках возбуждения либо якоря. В случае вращения якоря при заторможенной шестерне необходимо заменить пробуксовывающую муфту свободного хода.