Регулировка и испытание стартеров и дополнительных реле


* * *

Главные контакты стартера должны замыкаться при определённом зазоре между упорной шайбой и торцом шестерни привода. Порядок проверки и (в случае необходимости) регулировки стартера.

При выключенном стартере проверяется установка исходного положения шестерни привода – расстояние (А) [рис. 1, А] от торца посадочного пояска фланца крышки. Величина (А) для стартеров СТ113-Б, СТ130, СТ117-А составляет 34±1 мм. Для установки правильного положения шестерни служит регулировочный винт (2) с контргайкой.

Схема проверки и регулировки стартеров и дополнительных реле

Рис. 1. Схема проверки и регулировки стартеров и дополнительных реле.

А) – Проверка и регулировка момента включения стартера;

Б) – Проверка и регулировка момента включения стартера;

В) – Проверка и регулировка дополнительного реле РС507-В.

Регулировка момента включения стартера с дистанционным управлением выполняется винтом (7) [рис. 2], который соединяет якорь тягового реле с рычагом приводной шестерни (СТ113, СТ103, СТ130Б и прочие), либо путём поворота эксцентриковой оси (21) [рис. 3] рычага привода (СТ142, СТ212-А, СТ222, СТ230). Замыкание контактов тягового реле должно происходить при определённом зазоре (Б) между торцами шестерни привода [рис. 1, А] и упорной шайбы, который равен 2-4 мм. Определение момента замыкания контактов производится посредством лампочки (12 В), которая подключается (последовательно) с контактами реле к аккумуляторной батарее [рис. 1, Б]. Дополнительный ход якоря реле, после замыкания контактов, должен составлять не менее 1-1,5 мм.

Стартер СТ103

Рис. 2. Стартер СТ103.

А) – Общий вид стартера;

Б) – Электрическая схема стартера;

1) – Коллектор;

2) – Подшипники скольжения;

3) – Щётки;

4) – Якорь;

5) – Бандаж;

6) – Якорь реле;

7) – Регулировочный винт якоря;

8) – Рычаг;

9) – Стакан;

10) – Передняя крышка;

11) – Вал;

12) – Маслёнка;

13) – Упорное кольцо;

14) – Шестерня;

15) – Ведущая гайка;

16) – Буферная пружина;

17) – Втулка;

18) – Паз;

19) – Опора среднего подшипника;

20) – Корпус;

21) – Обмотка возбуждения;

22) – Пружина щёткодержателя;

23) – Задняя крышка.

Стартер СТ142

Рис. 3. Стартер СТ142.

А) – Общий вид стартера;

1) – Опора среднего подшипника;

2) – Подшипник;

3) – Якорь;

4) – Корпус;

5) – Крышка;

6) – Коллектор;

7) – Фильц;

8) – Щётка;

9) – Траверса;

10) – Обмотка возбуждения;

11) – Перемычка;

12) – Контактный болт;

13) – Зажим обмоток реле;

14) – Крышка реле;

15) – Контактный диск;

16) – Обмотка реле;

17) – Корпус реле;

18) – Якорь реле;

19) – Резиновый сильфон;

20) – Рычаг;

21) – Эксцентриковая ось;

22) – Привод;

23) – Крышка со стороны привода;

24) – Упорная шайба;

25) – Армированная манжета;

26) – Резиновый уплотнитель;

Б) – Привод с храповой муфтой;

1) – Направляющая втулка;

2) – Замковое кольцо;

3) – Втулка отводки;

4) – Резиновое кольцо;

5) – Корпус;

6) – Стальная шайба;

7) – Пружина;

8) – Ведущая полумуфта;

9) – Конусное кольцо;

10) – Замковое кольцо;

11) – Штифт;

12) – Сухарь;

13) – Ведомая полумуфта;

14) – Бронзовая втулка;

15) – Направляющая втулка;

16) – Храповые зубья.

Тяговое реле РС103 проверяется и регулируется посредством лампочки (24 В), подключаемой между выходной клеммой обмоток тягового реле и плюсовой «+» клеммой аккумуляторной батареи. Минусовая «-» клемма батареи соединяется с «массой» стартера. Между шестернёй (14) [рис. 2, А] и упорной шайбой (13) стартера поочерёдно устанавливаются прокладки толщиной 11,7 мм, а также 16 мм. При нажатии на серьгу штока якоря (6) и упоре шестерни привода в прокладку (11,7 мм) лампочка должна загораться – замыкаются контакты тягового реле, а при упоре в прокладку (16 мм) лампочка гореть не должна. Если данное условие не соблюдается, то необходимо отъединить серьгу и посредством регулировочного винта (7) якоря отрегулировать тяговое реле. Винт нужно немного завернуть, если контакты замыкаются рано, и отвернуть – если поздно.

У дополнительных реле РС507-Б и РС502 дистанционного управления стартером следует перед регулировкой зачистить контакты и проверить между ними зазор. Для РС507-Б зазор равен 0,4 мм, а для РС502 – 0,4-0,6 мм. Расстояние между сердечником и якорьком для РС507-Б – не меньше 0,15 мм, а для РС502 – не меньше 0,2 мм. Необходимая величина зазора между контактами устанавливается путём подгибания ограничителя якорька (8) [рис. 1, В]. Реле РС507-Б должно включаться при напряжении 6-9 В, а реле РС502 – при 7-8 В. Размыкание контактов должно происходить при 2-4 В.

По завершении разборки либо ремонта стартер подвергается проверке на холостом ходу, а также при полном торможении. Указанные проверки выполняются на контрольно-испытательных стендах: модель 532 М, модель 2214, КИ-968. Аккумуляторная батарея для проведения проверки должна соответствовать требуемому значению ёмкости и быть заряженной минимум на 75%.

В процессе испытания на холостом ходу осуществляется замер потребляемого стартером тока, а также частоты вращения якоря. Полученные величины сравниваются с данными технической документации.

При пониженной частоте вращения якоря, сопряжённой с повышенным потребляемым током, возможны следующие неисправности стартера: якорь зажат в подшипниках либо задевает за полюса, витки обмотки замыкают между собой либо на «массу». При пониженной частоте, сопряжённой с пониженным потребляемым током, возможен плохой контакт в присоединительных клеммах стартера либо аккумуляторной батареи, а также недостаточное давление пружин на щётки.

При потреблении стартером увеличенного тока при торможении и развитии пониженного вращающего момента следует обратить внимание на возможные неисправности в обмотках возбуждения либо якоря. В случае вращения якоря при заторможенной шестерне необходимо заменить пробуксовывающую муфту свободного хода.

17*

Яндекс.Метрика