Регулировка зазоров клапанного механизма выполняется на холодном двигателе ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б либо не ранее чем через 15 минут после его остановки. У впускных и выпускных клапанов величина теплового зазора аналогична и составляет порядка 0,25-0,30 мм.
Порядок регулировки зазоров клапанного механизма:
1) – Отвернуть барашковые гайки крепления крышек головок цилиндров;
2) – Демонтировать крышки и подтянуть гайки крепления головок цилиндров посредством тарированного ключа. Последовательность затяжки гаек крепления головок двигателей ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702 представлена на [рис. 1] и [рис. 2] соответственно;
Рис. 1. Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров двигателя ЯМЗ-240Б трактора «Кировец» К-701.
Рис. 2. Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров двигателя ЯМЗ-238НБ тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-702.
3) – Снять крышку смотрового люка, расположенную на картере маховика либо на передней крышке блока цилиндров (с правой стороны). Через смотровой люк видны риски, которые нанесены на шестерне привода ТНВД и корпуса гасителя крутильных колебаний. Зазоры клапанного механизма требуемого цилиндра регулируются в положении, которое определяется совмещением соответствующих рисок с указателем. Рядом с рисками на шестерне ТНВД и корпусе гасителя крутильных колебаний нанесены цифры, указывающие на номера цилиндров, на которых должна производиться регулировка зазоров при данном положении коленвала (оба клапана этих цилиндров находятся в закрытом положении);
4) – Посредством щупа контролируются зазоры между торцами клапанов и носками коромысел соответствующих цилиндров. В случае необходимости выполняется регулировка зазоров в пределах 0,25-0,30 мм;
5) – Регулировка зазоров клапанного механизма выполняется путём отвёртывания контргайки регулировочного винта, установки щупа в зазор и вращения винта отверткой до момента установки требуемого зазора;
6) – Затянуть контргайку, придерживая отвёрткой винт, а затем проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,30 мм должен входить с усилием, тогда как щуп толщиной 0,25 мм – при лёгком нажиме;
7) – Провернуть коленвал по направлению его вращения до момента совмещения с указателем очередной метки. Для проворачивания коленвала следует использовать механизм проворота, который смонтирован на картере маховика (с правой стороны). Проворачивание выполняется посредством специального ключа либо ломика за маховик (через нижний край картера маховика). Вышеописанная последовательность регулировки зазоров клапанного механизма используется для всех цилиндров двигателя;
8) – По завершении регулировки необходимо пустить двигатель и проверить его работу на слух;
9) – Закрыть смотровой люк, установить на место крышки головок цилиндров.