Система смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К


* * *

Система смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К – комбинированная. Под давлением смазываются шатунные и коренные подшипники коленчатого вала, коромысла, подшипники распределительного вала, втулка шестерни топливного насоса, поршневые пальцы, а также агрегаты: воздушный компрессор, турбокомпрессор, водяной насос. Смазывание остальных деталей газораспределительного и кривошипно-шатунных механизмов осуществляется посредством разбрызгивания.

Маслозаливная горловина находится на крышке левой головки цилиндров. Маслоизмеритель (щуп), расположенный с левой стороны блока, служит для замера уровня масла в поддоне. Пробка, размещённая в нижней части поддона (крышки картера), предназначена для слива масла. Очистка масла реализована посредством установки на двигатель фильтра – полнопоточной масляной центрифуги. Через маслозаборник, оснащённый сетчатым фильтром, масляный насос засасывает масло из нижней крышки картера сразу в нагнетательную и радиаторную секции. Нагнетательная секция подаёт масло по каналам, расположенным в блок-картере, непосредственно в фильтр-центрифугу, тогда как радиаторная секция производит нагнетание масла в радиатор. Масло, охлаждённое в радиаторе, сливается в поддон.

Поступившее в центрифугу масло очищается от загрязнений за счёт центробежной силы и поступает по сверлениям в блок-картере в главную масляную магистраль двигателя. Отсюда масло направляется по наклонным каналам в блоке к коренным шейкам коленчатого вала, а также к опорным шейкам распредвала. Масло от коренных шеек подаётся по сверлениям в коленчатом валу к шатунным шейкам, а потом к поршневым пальцам (по сверлениям в шатунах). Масло от первой и четвёртой опоры распредвала по сверлениям в блок-картере и в головках цилиндров поступает пульсирующим потоком во внутренние полости осей коромысел, а оттуда (по сверлениям) к регулировочным винтам и клапанам. Вытекающее из сверления в оси коромысла масло смазывает не только трущиеся поверхности коромысла, но и стержни клапана, а также направляющую втулку.

Смазывание шестерён распределения осуществляется разбрызгиванием. Масло от левой головки цилиндров поступает по трубке к подшипникам водяного насоса, а по каналу в корпусе насоса стекает в полость передней крышки блок-картера.

Подача масла к турбокомпрессору реализована из главного распределительного канала по трубкам (3) и (4) [рис. 1], закреплённым на опоре шестерни привода ТНВД, и проходит дополнительную очистку в фильтре сетчатого типа, который размещён с правой стороны блок-картера. Из турбокомпрессора масло сливается в блок-картер по трубке.

Привод топливного насоса НД-22/6Б4 двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К

Рис. 1. Привод топливного насоса НД-22/6Б4 двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.

1) – Опора шестерни;

2) – Болт (заглушка);

3) – Трубка подвода смазки к турбокомпрессору;

4) – Трубка подвода смазки от фильтра;

5) – Маслоканал в опоре шестерни;

6) – Щит;

7) – Картер маховика;

8) – Маслоканал в опоре шестерни;

9) – Шестерня привода топливного насоса;

10) – Бронзовая втулка шестерни;

11) – Штуцер подвода смазки к муфте;

12) – Проставка;

13) – Топливный насос;

14) – Кулачковый вал;

15) – Сальник уплотнения носка кулачкового вала;

16) – Прокладка фланца крепления насоса;

17) – Автомат (муфта) изменения угла опережения впрыска топлива;

18) – Пружина;

19) – Текстолитовая шайба;

20) – Кулачок ведущей шестерни;

21) – Кольцевая канавка для смазки;

22) – Пробка слива масла из насоса.

На дизелях с циркуляционной смазкой ТНВД масло подаётся по трубке, которая закреплена штуцером на опоре шестерни привода ТНВД. В случае автономной смазки насоса трубки нет, а маслоканал, расположенный в опоре, заглушен посредством резьбовой пробки (2). На двигателях СМД-62 подача масла к воздушному компрессору осуществляется из маслоканала в блоке по гибкому шлангу, а слив – через отверстие в передней крышке, где закреплён кронштейн монтажа компрессора.

Масляный насос двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К – двухсекционный, шестерёнчатого типа. Первая секция служит для подачи масла в систему, а вторая – для его прокачивания через радиатор с целью охлаждения. Редукционный клапан, смонтированный на корпусе правой секции, предназначается для перепуска масла в случае значительного повышения давления, когда масло обладает повышенной вязкостью. На радиаторной секции смонтирован предохранительный клапан. Конструкция клапанов аналогична [рис. 2]. К конусному седлу корпуса (1) прижимается пружиной (2) клапан (3). Резьбовая пробка (4) удерживает пружину, давая возможность за счёт завинчивания изменять затяжку пружины (2), регулируя давления начала открытия клапана. Размер резьбы на корпусе клапанов различен: в редукционном — М24х1, а в предохранительном — М22х1. Предохранительный клапан регулируется на давление начала открытия 3 кгс/см2, а редукционный на давление 9-9,5 кгс/см2.

Клапан масляного насоса системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К

Рис. 2. Клапан масляного насоса системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.

1) – Корпус;

2) – Пружина;

3) – Клапан;

4) – Пробка;

5) – Стопорное кольцо;

6) – Сливное отверстие.

Главной особенностью системы смазки является монтаж насоса предпусковой прокачки масла [рис. 3], который крепится к картеру маховика и снабжён приводом от шестерни редуктора (4). Масло после запуска пускового двигателя засасывается насосом через трубку (10) из картера и нагнетается по трубке (9) в главную магистраль двигателя. В системе смазки двигателя после 1-2 мин работы пускового двигателя стабилизируется давление масла (в пределах 1 кгс/см2, за счёт чего предотвращается сухое трение в подшипниках при пуске дизеля, а также снижается износ деталей на стадии запуска. Обратный клапан (14) служит для перекрытия масляного потока из системы через насос предпусковой прокачки. Рекомендуется его периодическая промывка и прочистка отверстий (21) и (22).

Установка насоса предпусковой прокачки системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К

Рис. 3. Установка насоса предпусковой прокачки системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.

1) – Шестерня промежуточная пускового двигателя;

2) – Картер маховика;

3) – Блок шестерён привода редуктора;

4) – Шестерня редуктора;

5) – Редуктор;

6) – Шестерня привода насоса;

7) – Сливная пробка;

8) – Насос предпусковой прокачки;

9) – Трубка подачи масла;

10) – Трубка забора масла;

11) – Пробка контрольного отверстия;

12) – Пробка заливного отверстия;

13) – Накидная гайка;

14) – Корпус обратного клапана;

15) – Прокладка;

16) – Плунжер клапана;

17) – Пружина;

18) – Стопорное кольцо;

19) – Регулировочный упор пружины;

20) – Отверстие для удаления воздуха из клапана;

21) – Отверстие для удаления воздуха из клапана.

3*

Яндекс.Метрика