Устройство смазочной системы трансмиссии трактора Т-130М. Смазочная система трансмиссии служит для подачи масла под давлением к определённым наиболее нагруженным элементам, а также для очистки и охлаждения масла [рис. 1] и [рис. 2]. Она включает в себя масляный насос НМШ-25 [рис. 3] и [рис. 4], фильтр, радиатор и систему трубопроводов.
Рис. 1. Смазочная система трансмиссии трактора Т-130М (вид спереди).
1) – Штуцер;
2) – Штуцер подвода масла к ведущему валу коробки;
3) – Уплотнительное резиновое кольцо;
4) – Масляный насос;
5) – Маслоприёмник;
6) – Трубка подвода масла к ведомому валу коробки;
7) – Соединительный рукав.
Насос прикреплён к корпусу коробки передач (справа) и приводится во вращение от шестерни привода насоса.
К левому механизму управления КПП посредством болтов крепится фильтр, снабжённый унифицированными фильтрующими элементами.
Рис. 2. Смазочная система трансмиссии трактора Т-130М (вид сбоку).
1) – Трубка подвода масла к левому подшипнику главной передачи;
2) – Внутренний штуцер;
3) – Наружный штуцер;
4) – Трубка подвода масла для смазывания главной передачи;
5) – Соединительный рукав;
6) – Штуцер подвода масла к ведущему валу КПП;
7) – Болт-пробка, закрывающий отверстие для подсоединения манометра;
8) – Прокладка;
9) – Труба, подводящая масло к фильтру;
10) – Штуцер;
11) – Болт крепления фильтра;
12) – Колпачок;
13) – Прокладка;
14) – Крышка фильтра;
15) – Пружина;
16) – Шайба;
17) – Прокладка;
18) – Фильтрующий элемент;
19) – Корпус фильтра;
20) – Стопорное кольцо;
21) – Уплотнительное кольцо;
22) – Прокладка;
23) – Пружина клапана;
24) – Регулировочная прокладка;
25) – Штуцер;
26) – Шарик клапана;
27) – Стяжная шпилька;
28) – Труба подвода масла от радиатора к трансмиссии;
29) – Хомутик;
30) – Соединительный рукав;
31) – Труба;
32) – Масляный радиатор трансмиссии;
33) – Отводящий штуцер;
34) – Спускная пробка;
35) – Хомутик;
36) – Труба подвода масла к радиатору от трансмиссии;
37) – Установочный штифт;
38) – Отводящий штуцер;
39) – Масляный насос;
40) – Крепление масляного насоса;
41) – Кран «зима-лето»;
42) – Гайка;
43) – Резиновое уплотнительное кольцо;
44) – Ограничитель.
Вместе с ведущим валом КПП вращаются все шестерни масляного насоса. Через маслоприёмник (5) [рис. 1] масло засасывается из нижней части корпуса КПП. По трубе (9) [рис. 2] масло поступает от насоса к фильтру, если давление в трубе не более 5 кгс/см2 (500 кПа). Если давление превышает указанное, то открывается предохранительный клапан (15) насоса [рис. 3]. Подведённое к фильтру масло в нём очищается (стрелка а) [рис. 2] и поступает очищенным в трубку (36), которая идёт к радиатору. В случае засорения фильтрующих элементов открывается перепускной клапан фильтра, и неочищенное масло начинает поступать в трубопровод (стрелка б).
Рис. 3. Насос с крышкой в сборе.
1) – Фланец насоса;
2) – Корпус насоса;
3) – Прокладка;
4) – Насос;
5) – Пробка;
6) – Приводная шестерня;
7) – Упорное кольцо;
8) – Валик;
9) – Болт;
10) – Шайба;
11) – Стопорная шайба;
12) – Штифт;
13) – Уплотнительное кольцо;
14) – Седло клапана;
15) – Клапан;
16) – Контргайка;
17) – Глухая пробка;
18) – Регулировочный винт;
19) – Прокладка;
20) – Шайба;
21) – Пружина.
В теплое время года масло движется по большому кругу и охлаждается в радиаторе, конструкция которого аналогична масляному радиатору двигателя. Точки КПП и главной передачи, которые смазываются маслом:
1) втулки шестерён – (стрелки г и д);
2) левый подшипник – (стрелка ж);
3) правый подшипник – (стрелка е).
Поступление смазки осуществляется через калиброванные отверстия, которые установлены на выходе из штуцеров.
В холодное время года необходимо отключать радиатор от системы посредством крана (41) [рис. 2] «зима-лето», который размещён на левом лонжероне рамы трактора Т-130М перед КПП. При установке крана в положение «зима» масло идёт к точкам смазывания, минуя радиатор, по малому кругу (стрелка в).
С целью снижения вибрации труб в процессе работы трактора, они закрепляются хомутами, а под хомуты подкладываются резиновые прокладки. Хомуты закрепляются к узлам трактора.
Соединение металлических труб между собой реализовано посредством резиновых рукавов, которые закреплены на трубе с помощью металлических хомутов.
Для спуска масла из радиатора предусмотрены спускные пробки, размещённые на подводящей и отводящей трубах (рядом с радиатором).
Смазочная система вмещает в себя порядка 45 л масла, а для контроля его уровня имеется масломерная линейка.
Масляный насос регулируется на давление 7,5-8,5 кгс/см2 (750-850 кПа) путём вращения стержня. При давлении в системе 5 кгс/см2 (500 кПа) и частоте вращения 1050 мин-1 подача насоса должна быть не менее 22 л/мин.
Конструкция и принцип работы насоса. В процессе вращения ведущего вала КПП вращается шестерня (6) [рис. 3], вращая шестерни (7) и (10) [рис. 4] насоса. Масло засасывается через маслоприёмник и поступает в смазочную систему под давлением. Шестерни насоса вращаются во втулках (6) и (9). Крышки (1) и (4) закрывают корпус насоса. Болты стягивают корпус и крышки. Штифт (8) обеспечивает правильность установки.
Рис. 4. Насос.
1) – Верхняя крышка;
2) – Корпус;
3) – Болт;
4) – Нижняя крышка;
5) – Ось;
6) – Втулка;
7) – Ведущая шестерня;
8) – Штифт;
9) – Втулка;
10) – Ведомая шестерня.
Собранный насос устанавливается на прикреплённую к корпусу КПП крышку.
Регулировка смазочной системы трансмиссии трактора Т-130М заключается в регулировке клапанов в насосе, а также фильтре. Для регулировки клапана (15) [рис. 3] в насосе необходимо снять проволоку, а затем расконтрить и отвернуть глухую пробку (17) и контргайку (16). Выворачивая либо заворачивая регулировочный винт (18), уменьшают либо увеличивают развиваемое насосом давлением.
По окончании регулировки следует повторить все вышеперечисленные операции в обратной последовательности.
Чтобы отрегулировать клапан необходимо отвернуть в фильтре штуцер (25) [рис. 2], добавить либо убрать прокладки (24), увеличивая либо уменьшая давление перепуска масла. По окончании регулировки следует завернуть штуцер.
Техническое обслуживание смазочной системы трансмиссии трактора Т-130М заключается в периодической очистке от грязи маслоприёмника масляного насоса, проверки поступления масла ко всем точкам. В случае непоступления масла к какой-либо точке нужно прочистить калибровочное отверстие.
Требуется периодически промывать в керосине либо дизельном топливе фильтрующие элементы масляного фильтра.
В случае подтекания масла через прокладки и соединения трубопроводов следует подтянуть соединения либо заменить прокладки.