Смазочная система трансмиссии трактора Т-130М


* * *

Устройство смазочной системы трансмиссии трактора Т-130М. Смазочная система трансмиссии служит для подачи масла под давлением к определённым наиболее нагруженным элементам, а также для очистки и охлаждения масла [рис. 1] и [рис. 2]. Она включает в себя масляный насос НМШ-25 [рис. 3] и [рис. 4], фильтр, радиатор и систему трубопроводов.

Смазочная система трансмиссии трактора Т-130М (вид спереди)

Рис. 1. Смазочная система трансмиссии трактора Т-130М (вид спереди).

1) – Штуцер;

2) – Штуцер подвода масла к ведущему валу коробки;

3) – Уплотнительное резиновое кольцо;

4) – Масляный насос;

5) – Маслоприёмник;

6) – Трубка подвода масла к ведомому валу коробки;

7) – Соединительный рукав.

Насос прикреплён к корпусу коробки передач (справа) и приводится во вращение от шестерни привода насоса.

К левому механизму управления КПП посредством болтов крепится фильтр, снабжённый унифицированными фильтрующими элементами.

Смазочная система трансмиссии трактора Т-130М (вид сбоку)
Кликните левой кнопкой мыши для увеличения

Рис. 2. Смазочная система трансмиссии трактора Т-130М (вид сбоку).

1) – Трубка подвода масла к левому подшипнику главной передачи;

2) – Внутренний штуцер;

3) – Наружный штуцер;

4) – Трубка подвода масла для смазывания главной передачи;

5) – Соединительный рукав;

6) – Штуцер подвода масла к ведущему валу КПП;

7) – Болт-пробка, закрывающий отверстие для подсоединения манометра;

8) – Прокладка;

9) – Труба, подводящая масло к фильтру;

10) – Штуцер;

11) – Болт крепления фильтра;

12) – Колпачок;

13) – Прокладка;

14) – Крышка фильтра;

15) – Пружина;

16) – Шайба;

17) – Прокладка;

18) – Фильтрующий элемент;

19) – Корпус фильтра;

20) – Стопорное кольцо;

21) – Уплотнительное кольцо;

22) – Прокладка;

23) – Пружина клапана;

24) – Регулировочная прокладка;

25) – Штуцер;

26) – Шарик клапана;

27) – Стяжная шпилька;

28) – Труба подвода масла от радиатора к трансмиссии;

29) – Хомутик;

30) – Соединительный рукав;

31) – Труба;

32) – Масляный радиатор трансмиссии;

33) – Отводящий штуцер;

34) – Спускная пробка;

35) – Хомутик;

36) – Труба подвода масла к радиатору от трансмиссии;

37) – Установочный штифт;

38) – Отводящий штуцер;

39) – Масляный насос;

40) – Крепление масляного насоса;

41) – Кран «зима-лето»;

42) – Гайка;

43) – Резиновое уплотнительное кольцо;

44) – Ограничитель.

Вместе с ведущим валом КПП вращаются все шестерни масляного насоса. Через маслоприёмник (5) [рис. 1] масло засасывается из нижней части корпуса КПП. По трубе (9) [рис. 2] масло поступает от насоса к фильтру, если давление в трубе не более 5 кгс/см2 (500 кПа). Если давление превышает указанное, то открывается предохранительный клапан (15) насоса [рис. 3]. Подведённое к фильтру масло в нём очищается (стрелка а) [рис. 2] и поступает очищенным в трубку (36), которая идёт к радиатору. В случае засорения фильтрующих элементов открывается перепускной клапан фильтра, и неочищенное масло начинает поступать в трубопровод (стрелка б).

Насос с крышкой в сборе

Рис. 3. Насос с крышкой в сборе.

1) – Фланец насоса;

2) – Корпус насоса;

3) – Прокладка;

4) – Насос;

5) – Пробка;

6) – Приводная шестерня;

7) – Упорное кольцо;

8) – Валик;

9) – Болт;

10) – Шайба;

11) – Стопорная шайба;

12) – Штифт;

13) – Уплотнительное кольцо;

14) – Седло клапана;

15) – Клапан;

16) – Контргайка;

17) – Глухая пробка;

18) – Регулировочный винт;

19) – Прокладка;

20) – Шайба;

21) – Пружина.

В теплое время года масло движется по большому кругу и охлаждается в радиаторе, конструкция которого аналогична масляному радиатору двигателя. Точки КПП и главной передачи, которые смазываются маслом:

1) втулки шестерён – (стрелки г и д);

2) левый подшипник – (стрелка ж);

3) правый подшипник – (стрелка е).

Поступление смазки осуществляется через калиброванные отверстия, которые установлены на выходе из штуцеров.

В холодное время года необходимо отключать радиатор от системы посредством крана (41) [рис. 2] «зима-лето», который размещён на левом лонжероне рамы трактора Т-130М перед КПП. При установке крана в положение «зима» масло идёт к точкам смазывания, минуя радиатор, по малому кругу (стрелка в).

С целью снижения вибрации труб в процессе работы трактора, они закрепляются хомутами, а под хомуты подкладываются резиновые прокладки. Хомуты закрепляются к узлам трактора.

Соединение металлических труб между собой реализовано посредством резиновых рукавов, которые закреплены на трубе с помощью металлических хомутов.

Для спуска масла из радиатора предусмотрены спускные пробки, размещённые на подводящей и отводящей трубах (рядом с радиатором).

Смазочная система вмещает в себя порядка 45 л масла, а для контроля его уровня имеется масломерная линейка.

Масляный насос регулируется на давление 7,5-8,5 кгс/см2 (750-850 кПа) путём вращения стержня. При давлении в системе 5 кгс/см2 (500 кПа) и частоте вращения 1050 мин-1 подача насоса должна быть не менее 22 л/мин.

Конструкция и принцип работы насоса. В процессе вращения ведущего вала КПП вращается шестерня (6) [рис. 3], вращая шестерни (7) и (10) [рис. 4] насоса. Масло засасывается через маслоприёмник и поступает в смазочную систему под давлением. Шестерни насоса вращаются во втулках (6) и (9). Крышки (1) и (4) закрывают корпус насоса. Болты стягивают корпус и крышки. Штифт (8) обеспечивает правильность установки.

Насос

Рис. 4. Насос.

1) – Верхняя крышка;

2) – Корпус;

3) – Болт;

4) – Нижняя крышка;

5) – Ось;

6) – Втулка;

7) – Ведущая шестерня;

8) – Штифт;

9) – Втулка;

10) – Ведомая шестерня.

Собранный насос устанавливается на прикреплённую к корпусу КПП крышку.

Регулировка смазочной системы трансмиссии трактора Т-130М заключается в регулировке клапанов в насосе, а также фильтре. Для регулировки клапана (15) [рис. 3] в насосе необходимо снять проволоку, а затем расконтрить и отвернуть глухую пробку (17) и контргайку (16). Выворачивая либо заворачивая регулировочный винт (18), уменьшают либо увеличивают развиваемое насосом давлением.

По окончании регулировки следует повторить все вышеперечисленные операции в обратной последовательности.

Чтобы отрегулировать клапан необходимо отвернуть в фильтре штуцер (25) [рис. 2], добавить либо убрать прокладки (24), увеличивая либо уменьшая давление перепуска масла. По окончании регулировки следует завернуть штуцер.

Техническое обслуживание смазочной системы трансмиссии трактора Т-130М заключается в периодической очистке от грязи маслоприёмника масляного насоса, проверки поступления масла ко всем точкам. В случае непоступления масла к какой-либо точке нужно прочистить калибровочное отверстие.

Требуется периодически промывать в керосине либо дизельном топливе фильтрующие элементы масляного фильтра.

В случае подтекания масла через прокладки и соединения трубопроводов следует подтянуть соединения либо заменить прокладки.

13*

Яндекс.Метрика