Стартер СТ212-Б двигателя Д-37МС1 тракторов Т-40 и Т-40А


* * *

Стартер СТ212-Б устанавливается на двигатели Д-37МС1 тракторов Т-40 и Т-40А. В его основе лежит электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения (номинальное напряжение 12 В). Максимальная мощность стартера СТ212-Б составляет 4,5 л/с (при 1000 об/мин). Якорь имеет правое направление вращения (если смотреть со стороны привода). Управление стартером осуществляется дистанционно посредством электромагнитного реле, которое смонтировано на корпусе стартера. Вал якоря вращает шестерню (14) [рис. 1], которая жёстко связана с обоймой (16). Шестерня имеет свободную посадку на гладком конце вала якоря посредством пары втулок с графитовой смазкой.

Стартер СТ212-Б двигателя Д-37МС1 тракторов Т-40 и Т-40А

Рис. 1. Стартер СТ212-Б двигателя Д-37МС1 тракторов Т-40 и Т-40А.

1) – Пластина коллекторная;

2) – Щёткодержатель;

3) – Выводной болт;

4) – Контактный диск;

5) – Шток;

6) – Тяговое реле;

7) – Якорь тягового реле;

8) – Тяга;

9) – Втулка;

10) – Рычаг;

11) – Вилка рычага отводки;

12) – Пружина отводки;

13) – Ведущие шайбы;

14) – Шестерня;

15) – Втулка;

16) – Обойма;

17) – Втулка;

18) – Вал стартера;

19) – Крышка стартера;

20) – Внутренняя крышка;

21) – Корпус;

22) – Обмотка возбуждения;

23) – Якорь;

24) – Щётки;

25) – Наружная крышка.

Втулка (15) шлицами на внутреннем диаметре соединена со шлицами вала и передвигается вдоль его оси. В прорези, расположенные на обойме (16), входят выступы четырёх ведомых фрикционных шайб, между которыми установлены ведущие фрикционные шайбы (13) с выступами по внутреннему диаметру. Выступы данных шайб входят в пазы на наружной поверхности втулки (17), которая соединена внутренними спиральными пазами с выступами, выполненными на внешней поверхности втулки (15). В процессе вращения втулки (15) втулка (17) перемещается по выступам и зажимает фрикционные шайбы, которые, в свою очередь, через прорези в обойме (16) вращают шестерню.

Если шестерня станет вращаться быстрее якоря, то втулка (17) отойдёт по выступам, разомкнёт фрикционные шайбы, после чего шестерня будет вращаться на валу свободно. Перемещение втулки (17) ограничивается буртом на втулке (15) с одной стороны и гайкой – с другой. Между фрикционными шайбами и гайкой установлены регулировочные прокладки и кольцо. Регулировочными прокладками осуществляется регулировка величины крутящего момента, при котором должно происходить пробуксовывание муфты.

Щётки и коллектор закрыты лентой с уплотнительной прокладкой. На стартер СТ212-Б двигателя Д-37МС1 тракторов Т-40 и Т-40А устанавливаются щётки марки МГСО. Для включения стартера применяется включатель ВК316-Б. При повороте ключа (влево на 45 град) происходит включение свечи накаливания, дальнейший поворот ключа (ещё на 45 град) приводит к включению промежуточного реле РС-502, включающего тяговое реле стартера. Электромагнит втягивает якорь (7) тягового реле и посредством тяги (8) и рычага (10) передаёт движение втулке (9), которая сожмёт пружину (12) отводки. Данная пружина надавит на втулку (15) и вместе с шестернёй и фрикционной муфтой подаст её вперёд и введёт в зацепление с венцом маховика шестерню (14). После того как шестерня войдёт в зацепление, якорь (7) переместит шток (5), а контактный диск (4) замкнёт контакты, тогда ток от аккумуляторных батарей поступит к стартеру и он начнёт прокручивать коленчатый вал двигателя.

Если в процессе включения зуб шестерни встал против зуба на венце маховика, то рычаг (10) будет поворачиваться и перемещать втулку (9) до того момента, пока контактный диск не замкнёт контакты. Тогда включится стартер и провернёт шестерню (14). Как только зуб шестерни встанет напротив впадины на венце маховика, пружина введёт шестерню в зацепление и стартер передаст на коленчатый вал крутящий момент. После того как двигатель запустится и генератор возбудится, ток от генератора пойдёт в обмотку электромагнита реле РС-502 в обратном направлении и размагнитит его, после чего реле отключится и выключит тяговое реле стартера. Рычаг (10) под воздействием пружины отводки займёт первоначальное положение, а шестерня выйдет из зацепления с венцом маховика, якорь тягового реле вернётся в исходное положение, контакты разомкнутся и стартер отключится. Несмотря на наличие промежуточного реле в электропусковой схеме стартера СТ212-Б двигателя Д-37МС1 тракторов Т-40 и Т-40А, рекомендовано после запуска двигателя немедленно отключать стартер путём поворота ключа на выключателе ВК316-Б.

1*

Яндекс.Метрика