Термостат системы охлаждения трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 предназначается для автоматического поддержания в заданных пределах температурного режима и ускорения прогрева дизеля после его пуска. Конструкция термостата включает в себя корпус (1) [рис. 1], датчик термостата (6) с твёрдым наполнителем, верхний основной клапан (5) и нижний вспомогательный клапан (2). В корпусе предусмотрена пара боковых окон (3) для прохода воды. Верхний торец корпуса служит седлом для клапана (5).
Рис. 1. Термостат системы охлаждения трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Корпус;
2) – Вспомогательный клапан;
3) – Окно для прохода воды;
4) – Стержень датчика;
5) – Основной клапан;
6) – Датчик.
Основной клапан и рычаг вспомогательного клапана закреплены к верхней части датчика. Термостат помещён в корпус и смонтирован на выходе из рубашки охлаждения блока цилиндров.
Когда температура охлаждающей жидкости менее 70 градусов Цельсия основной клапан (5) закрыт. Через окна (3) жидкость поступает в насос по патрубку. От насоса жидкость, минуя радиатор, попадает в водяную рубашку блока цилиндров и ускоренно прогревается.
Когда температура охлаждающей жидкости свыше 70 градусов Цельсия, происходит увеличение объёма твёрдого наполнителя датчика (6) до такой степени, что осуществляется открытие основного клапана (на рис. 1 указано пунктирной линией) и жидкость поступает в радиатор. При этом вспомогательным клапаном перекрываются окна для прохода жидкости в водяной насос, минуя радиатор.