Основные операции технического обслуживания системы охлаждения тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102:
– Заполнение охлаждающей жидкостью;
— Промывание системы;
— Смазывание подшипников;
— Подтяжка креплений;
— Регулировка натяжения ремней вентилятора.
Заправка системы охлаждения тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 производится чистой и мягкой водой. Запрещается применение жёсткой воды (в которой растворено много минеральных солей) без её предварительного умягчения. При эксплуатации дизеля минеральные соли, растворённые в воде, осаждаются на стенках контактирующих с водой деталей и образуют слои твёрдой накипи. Накипь снижает теплопроводность стенок и ухудшает циркуляцию воды путём снижения проходных сечений каналов в водяной рубашке и трубках радиатора.
Наиболее простым и самым распространённым способом умягчения воды является её кипячение с последующим отстаиванием. Целесообразно сохранять воду, по разным причинам слитую из системы, для последующего использования, после её отстаивания и фильтрования.
Химическим способом умягчения воды является добавление 10-12 граммов кальцинированной соды на 10 литров воды. Во избежание образования трещин в блоке цилиндров и головке запрещается заливать холодную воду в систему неостывшего дизеля. По указанной причине нельзя заправлять холодный дизель очень горячей водой. Уровень воды при работе не должен находиться ниже 100 мм верхней плоскости горловины верхнего бачка радиатора.
Систему охлаждения надлежит периодически промывать с целью удаления из неё илообразного осадка (шлак, накипь). Для этой цели применяется раствор 50-60 граммов кальцинированной соды в одном литре воды. Для промывания системы следует полностью заправить её указанным раствором с добавлением двух литров керосина, дать дизелю поработать 8-10 часов. По завершении этих операций следует слить раствор и промыть чистой водой систему охлаждения дизеля тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102.