Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя А-01М трактора Т-4А


* * *

От правильной эксплуатации и технической исправности системы охлаждения трактора Т-4А в значительной степени зависит долговечность двигателя А-01М. Температура охлаждающей воды должна находиться в пределах 75-95 градусов Цельсия. Низкая температура воды влечёт за собой значительный износ цилиндро-поршневой группы. Перегрев двигателя и закипание воды приводит к образованию трещин в головке, старению масла, интенсивному отложению нагара, а также к заеданию поршней в гильзах.

Система охлаждения двигателя А-01М трактора Т-4А должна заполняться чистой, мягкой водой. Жёсткая вода умягчается кипячением либо предварительной добавкой каустической соды (40 г. соды на 60 л воды) с последующей её фильтрацией. Для заправки может использоваться вода, уже бывшая в употреблении в системе охлаждения двигателя. В этой связи вода, которая сливается в холодное время года из системы охлаждения, должна храниться в закрытой ёмкости.

Грязь и прочие примеси, попадая в воду, вызывают засорение системы охлаждения двигателя А-01М трактора Т-4А и нарушение её нормального функционирования. Запрещается осуществлять запуск двигателя без воды в системе охлаждения во избежание образования трещин в головке цилиндров и заклинивания поршня пускового двигателя во время запуска.

Система охлаждения должна полностью заполняться водой. Воду следует периодически доливать, восполняя её потери. Холодная вода в систему охлаждения перегретого двигателя должна быть добавлена постепенно и непременно при работающем двигателе. Пробку заливной горловины радиатора необходимо открывать осторожно, дабы избежать ожога паром и кипятком. Не допускаются подтёки в системе охлаждения. С этой целью следует своевременно проверять затяжку хомутиков резиновых шлангов водяных патрубков.

При проведении сезонного технического обслуживания (СТО) требуется промывание системы охлаждения для удаления накопившейся грязи и осадков. Необходимо залить в радиатор 50-60 литров воды при открытом сливном кранике. Перед этим нужно слить воду сразу после остановки двигателя (пока все примеси, находящиеся в воде, во взвешенном состоянии). Слив воды осуществляется через сливные отверстия в блоке и радиаторе. Трактор при этом должен находиться в горизонтальном положении либо с небольшим (два-три градуса) наклоном вперёд.

Через каждые 960 часов работы следует удалять накипь из системы охлаждения путём промывания её антинакипином либо специальным раствором (1 кг кальцинированной соды + 0,6 литров керосина) на каждые десять литров воды.

Вне зависимости от показаний водяного термометра промывание водяной системы обязательно, так как общая температура может быть в норме, но из-за отложения накипи на некоторых участках головок либо рубашки блока могут иметь место отдельные участки перегрева.

Порядок очистки системы охлаждения двигателя А-01М трактора Т-4А от накипи:

- Заполнить систему охлаждения раствором;

- Запустить двигатель и дать ему поработать в течение 20-25 минут;

- Остановить двигатель и оставить раствор в системе на десять часов;

- Ещё раз запустить двигатель и дать ему поработать в течение 20-25 минут;

- Остановить двигатель и слить раствор;

- Заполнить систему водой.

Запрещается промывание системы охлаждения кислотными растворами во избежание разъедания кислотой трубок радиатора. При наличии сильного загрязнения следует снять с трактора радиатор и очистить. Очистка наружной поверхности радиатора производится металлической щёткой, не допуская смятия пластин радиатора. Грязевые отложения, скопившиеся между пластинами, нужно удалить при помощи плоских деревянных палочек, а затем промыть струёй воды под давлением.

Одной из причин перегревания воды в системе является ослабление ремней привода водяного насоса и вентилятора. В этой связи требуется систематическая проверка натяжения ремней.

При каждом первом техническом обслуживании трактора Т-4А необходимо через пресс-маслёнку наполнить смазкой полость подшипников водяного насоса до появления свежей смазки из контрольного отверстия.

При появлении подтёков из дренажного отверстия в корпусе насоса требуется:

- Разобрать водяной насос;

- Промыть подшипники;

- Проверить состояние торцового уплотнения.

Уплотняющую шайбу нужно отполировать либо заменить на новую. При необходимости следует заменить манжету сальника крыльчатки насоса. Если имеется односторонний износ опорной втулки или риски на торцовой поверхности, то требуется выпрессовать втулку из корпуса и прошлифовать торец.

2*

Яндекс.Метрика