С целью обеспечения нормальной работы двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К температура охлаждающей воды должна составлять 80-100 градусов Цельсия из-за того, что продолжительная работа двигателя при более низкой либо высокой температуре влечёт за собой уменьшение срока его службы и снижает показатели двигателя.
Перегрев двигателя вызывает ухудшение смазывания трущихся поверхностей вследствие снижения вязкости либо старения масла, нагарообразования. Чрезмерное осмоление и быстрый износ деталей вызываются работой двигателя при низкой температуре воды.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К включает в себя проверку и поддержание надлежащего уровня воды в системе, периодическое промывание системы, удаление накипи, устранение течи воды, очистку радиатора от грязи, проверку и регулировку натяжения ремня вентилятора, смазку подшипников водяного насоса и натяжного ролика.
С целью удаления накопившейся грязи и осадков система охлаждения нуждается в периодическом промывании водой. С этой целью воду требуется слить из системы сразу после остановки двигателя (пока не осели примеси). После того как двигатель остынет, через систему нужно пропустить 50-60 литров воды (при открытых кранах в радиаторе), после чего надо вновь заполнить систему чистой, мягкой водой.
В период проведения сезонного технического обслуживания требуется удалять накипь из системы охлаждения. Порядок проведения указанной операции:
— Слить воду из системы охлаждения;
— Заполнить систему специальным содовым раствором (750-800 г. каустической соды + 250 г. керосина на каждые 10 л. воды либо 1 кг. кальцинированной соды + 0,6 л. керосина на каждые 10 л. воды);
— Запустить двигатель и прогреть его на средних оборотах в течение десяти-пятнадцати минут;
— Оставить раствор в системе на 10-12 часов;
— Вновь прогреть двигатель на средних оборотах в течение десяти-пятнадцати минут;
— Слить раствор из системы;
— Промыть систему чистой водой.
Если засорение сердцевины радиатора значительное, то необходимо снять его облицовку и очистить поверхность сердцевины при помощи мягкой металлической щётки.
Отверстия между трубками и пластинами следует очищать плоскими деревянными палочками, промыть водой и продуть сжатым воздухом.
Охлаждение двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К ухудшается вследствие ослабления натяжения ремня привода вентилятора и водяного насоса. Проверка натяжения ремня: нажать на ремень рукой в середине участка между шкивами вентилятора и натяжного ролика с усилием 40 Н (4 кгс). Прогиб ремня при этом должен составлять 8-14 мм.
При возникновении течи из дренажного отверстия (20) [рис. 1] корпуса насоса требуется разборка насоса и проверка уплотнения. При необходимости надлежит заменить шайбу (14) и прочие вышедшие из строя детали уплотнения.
Рис. 1. Водяной насос двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.
1) – Гайка;
2) – Шкив;
3) – Втулка;
4) – Манжета;
5) – Стопорное кольцо;
6) – Подшипник;
7) – Шайба;
8) – Вал;
9) — Подшипник;
10) — Манжета;
11) – Маслёнка;
12) — Втулка;
13) — Стопорное кольцо;
14) – Уплотнительная шайба;
15) – Корпус;
16) – Крыльчатка;
17) – Болт;
18) — Манжета;
19) – Пружина;
20) – Отверстие.