Осмотр и промывка мультициклонного очистителя должны производится только при ТО-3 (960 мото/ч) в связи с тем, что отсос пыли из него осуществляется автоматически. Мультициклонный воздухоочиститель двигателя Д-160 трактора Т-130М следует промывать дизельным топливом, а затем просушивать. В случае необходимости выполняется промывка эжекционной (27) [рис. 1] и выхлопной (29) труб. Умеренно запылённые наружные (основные) фильтр-патроны (13) следует продувать сжатым воздухом под давлением 1,5-2 кгс/см2 (147-196 кПа) через 240 часов эксплуатации, а внутренние (предохранительные) фильтр-патроны (12) – через 480 ч. Направлять струю воздуха нужно изнутри. С целью предотвращения разрыва бумажной шторы необходимо располагать сопло на расстоянии порядка 30 мм от бумаги и под углом от 30 до 40 град. к вертикальной оси фильтр-патрона. Во избежание нарушения заделки краёв бумаги и отрыва крышек (9) и (10) запрещается выполнять очистку фильтр-патронов путём их встряхивания либо постукивания. Запрещена продувка фильтр-патронов отработанными газами ДВС, так как это может повлечь за собой замасливание бумаги. Через 720 ч эксплуатации (после 2-3 кратной продувки фильтр-патронов), а также в случае замасливания основных фильтр-патронов их следует промыть в горячем (50 град. Цельсия) водном растворе (2-х процентном) пасты ОП-7 либо ОП-10 (на 1 л воды 20 г пасты). Промывка предохранительных фильтр-патронов выполняется в аналогичном растворе через 1440 ч.
Рис. 1. Система питания воздухом двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Впускной коллектор;
2) – Нижний патрубок подвода воздуха к впускному коллектору от турбокомпрессора;
3) – Компенсационный резиновый патрубок;
4) – Стяжной хомут;
5) – Фильтрующий элемент;
6) – Внутренняя сетка фильтр-патрона;
7) – Наружная сетка фильтр-патрона;
8) – Крышка корпуса воздухоочистителя;
9) – Крышка основного фильтр-патрона;
10) – Крышка предохранительного фильтр-патрона;
11) – Резиновое уплотнительное кольцо;
12) – Предохранительный фильтр-патрон;
13) – Основной фильтр-патрон;
14) – Резиновые уплотнительные кольца;
15) – Обойма;
16) – Гайка крепления предохранительного фильтр-патрона;
17) – Стяжная гайка;
18) – Корпус воздухоочистителя;
19) – Поддон циклонного воздухоочистителя;
20) – Элементы циклонного воздухоочистителя;
21) – Колпак;
22) – Патрубок для подвода воздуха к турбокомпрессору;
23) – Патрубок отсоса пыли из поддона циклонного воздухоочистителя;
24) – Направляющий аппарат циклона;
25) – Корпус циклона;
26) – Турбокомпрессор;
27) – Патрубок (эжекционная труба) для отсоса пыли из поддона циклонного воздухоочистителя;
28) – Крышка выхлопной трубы;
29) – Выхлопная труба;
30) – Корпус эжектора выхлопной трубы;
31) – Внутренний патрубок эжектора выхлопной трубы;
32) – Выпускной коллектор;
33) – Планка крепления впускного и выпускного коллекторов;
34) – Крышка впускного коллектора;
35) – Масляная трубка;
36) – Регулировочная заслонка;
37) – Верхний патрубок.
Порядок промывки мультициклонного воздухоочистителя системы питания воздухом двигателя Д-160 трактора Т-130М: фильтр-патроны нужно погрузить в раствор на пару часов, после чего их необходимо прополоскать в нём в течение 10-20 мин. Далее фильтр-патрон следует промыть в чистой воде и тщательно высушить в течение суток при комнатной температуре. В случае отсутствия пасты допускается промывание фильтр-патронов в растворе стирального порошка с их предварительной продувкой сжатым воздухом. Нужно помнить, что промывание в чистой воде не устранит замасливания. Если отсутствует сжатый воздух, то вместо продувки можно выполнить промывку в чистой воде, но у данного способа есть существенный минус – промывка в сравнении с продувкой в большей степени изнашивает бумагу. Принимая во внимание такие факторы, как влажность и запылённость воздуха, виды выполняемых работы и грунта, допускается увеличение либо уменьшение периодичности промывки и продувки фильтр-патронов. Для установления наиболее подходящей для конкретных условий работы периодичности обслуживания фильтр-патронов и её дальнейшего использования рекомендуется проводить ежедневный осмотр фильтр-патронов при переходе на новый вид работ.
Ресурс основных фильтр-патронов (13) с учётом своевременного проведения промывок и продувок и умеренной запылённости составляет 1500 мото/ч, а ресурс предохранительных фильтр-патронов – 3000 мото/ч. Запрещена установка фильтр-патронов с разрывом бумаги, повреждением уплотнительных колец, а также нарушением заделки краёв бумаги. Наличие данных дефектов проверяется «на свет» путём помещения внутрь фильтр-патрона электролампы. К крышке (8) воздухоочистителя приварены специальные угольники, которые предохраняют крепящие фильтр-патроны гайки-барашки от отворачивания. В случае упирания угольника крышки в барашек – его необходимо повернуть на 1/4 оборота. При эксплуатации трактора Т-130М в особо пыльных условиях – необходимо продувать фильтр-патроны через 10-60 ч, а промывку выполнять через 2-3 продувки. Продувка и промывка загрязнённых фильтр-патронов должна осуществляться не реже периодичности, указанной в инструкции. В противном случае произойдёт засорение фильтрующей бумаги, что повысит сопротивление воздухоочистителя и может послужить причиной дымления, а также залегания поршневых колец и снижения мощностных показателей двигателя Д-160.