Вал пониженных передач заднего хода КПП трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 устанавливается в корпусе коробки на паре подшипников (6) и (7) [рис. 1].
Рис. 1. Коробка передач трактора МТЗ-100 и МТЗ-102. Разрез.
1) – Промежуточный вал;
2) – Вал пониженных передач и заднего хода;
3) – Вал повышенных рабочих передач;
4) – Стакан;
5) – Подшипник;
6) – Подшипник;
7) – Подшипник;
8) – Роликовые подшипники;
9) – Шестерня 1-ого и 3-его диапазонов;
10) – Шестерня заднего хода;
11) – Шлицевая втулка;
12) – Шестерня ходоуменьшителя;
13) – Шестерня;
14) – Втулка;
15) – Стопорное кольцо;
16) – Гайка;
17) – Гайка;
18) – Ведомая шестерня 2-ого и 5-ого диапазонов;
19) – Ведущая шестерня 2-ого и 5-ого диапазонов;
20) – Зубчатая муфта;
21) – Стопорное кольцо;
22) – Вилка переключения;
23) – Поводок механизма переключения;
24) – Вилка переключения;
25) – Поводок механизма переключения;
26) – Поводок механизма переключения;
27) – Вилка переключения;
28) – Вилка переключения;
29) – Поводок механизма переключения;
30) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
31) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
32) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
33) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
34) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20).
На указанном валу установлены следующие шестерни: (9) – шестерня первого и третьего диапазонов, (10) – шестерня заднего хода. Шлицевая втулка (11) с наружными и внутренними шлицами и установленной на ней шестернёй ходоуменьшителя (12) располагается на шлицах вала. Крепление ведомой шестерни (13) на валу (2) выполнено посредством бронзовой втулки (14). При отсутствии ходоуменьшителя соединение шестерни (13) реализовано с валом (2) посредством шлицев шестерни (12), которая зафиксирована в данном положении при помощи стопорного кольца (15) на втулке (11).
Шестерни вала (2) вместе с подшипниками затянуты на нём гайками (16) и (17). Для подвода смазки (под давлением) к подшипникам (8) и втулке (14) на валу имеются осевое и радиальное сверления.