Вал повышенных рабочих передач КПП трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 устанавливается в корпусе на паре подшипников (6) и (7) [рис. 1].
Рис. 1. Коробка передач трактора МТЗ-100 и МТЗ-102. Разрез.
1) – Промежуточный вал;
2) – Вал пониженных передач и заднего хода;
3) – Вал повышенных рабочих передач;
4) – Стакан;
5) – Подшипник;
6) – Подшипник;
7) – Подшипник;
8) – Роликовые подшипники;
9) – Шестерня 1-ого и 3-его диапазонов;
10) – Шестерня заднего хода;
11) – Шлицевая втулка;
12) – Шестерня ходоуменьшителя;
13) – Шестерня;
14) – Втулка;
15) – Стопорное кольцо;
16) – Гайка;
17) – Гайка;
18) – Ведомая шестерня 2-ого и 5-ого диапазонов;
19) – Ведущая шестерня 2-ого и 5-ого диапазонов;
20) – Зубчатая муфта;
21) – Стопорное кольцо;
22) – Вилка переключения;
23) – Поводок механизма переключения;
24) – Вилка переключения;
25) – Поводок механизма переключения;
26) – Поводок механизма переключения;
27) – Вилка переключения;
28) – Вилка переключения;
29) – Поводок механизма переключения;
30) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
31) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
32) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
33) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
34) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20).
На валу располагаются ведомая шестерня (18) и ведущая шестерня (19) второго и пятого диапазонов. Шестерня (18) расположена на подшипниках (8). К данным подшипникам под давлением подводится смазка (по осевому и радиальному сверлениям). Жёсткая связка шестерни (19) с валом реализована при помощи шипа.
Шестерни (18) и (19) между собой, а также шестерни (9) и (10) с валом (2) соединяются посредством зубчатой муфты (20).
Фиксация валов (20 и (3) от осевых перемещений в задних опорах подшипников выполнена кольцами (21) и планками (22) [рис. 2].
Рис. 2. Коробка передач трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Узел передач;
2) – Первичный вал;
3) – Распределитель;
4) – Блок шестерён;
5) – Вторичный вал;
6), 12), 15), 30), 31), 38) – Роликовые подшипники;
7) – Ведомая шестерня I передачи;
8) – Ведомая шестерня II передачи;
9) – Ведомая шестерня III передачи;
10) – Ведомая шестерня IV передачи;
11), 21), 44) – Гайки;
13) – Ведущая шестерня I передачи;
14) – Ведущая шестерня III передачи;
16) – Ведущая шестерня II передачи;
17) – Ведущая шестерня IV передачи;
18) – Многодисковая муфта;
19), 20), 24), 32), 35), 36) – Подшипники;
22) – Стопорная планка;
23) – Вал;
25) – Стакан;
26), 27), 33), 34) – Стопорные кольца;
28) – Стопорный винт;
29) – Шестерня привода синхронного ВОМ;
37) – Ведущая шестерня привода переднего моста и синхронного ВОМ;
39) – Ведомая шестерня первого, второго, четвёртого диапазонов;
40) – Зубчатая полумуфта;
41) – Ведомая шестерня третьего, пятого, шестого диапазонов;
42) – Ограничительная шайба;
43) – Регулировочная шайба;
45) – Зубчатая подвижная муфта;
46) – Зубчатая муфта;
47) – Вилка переключения зубчатой муфты.