Ведущее колесо (17) [рис. 1, а)] обеспечивает перематывание гусеницы в процессе движения, входя своими зубьями в зацепление с проушинами, выполненными в звеньях, либо втулками осей шарниров звеньев. Данный тип зацепления называется цевочным. Оно получило широкое распространение на гусеничных тракторах сельскохозяйственного назначения.
Рис. 1. Ходовая часть гусеничного трактора Т-150.
А) – Устройство;
Б) – Рама;
В) – Схема регулировки натяжения гусеничной цепи;
Г) – Схема работы гидроамортизатора;
1) – Лонжерон рамы трактора;
2) – Направляющее колесо;
3) – Кронштейн направляющего колеса;
4) – Коленчатая ось направляющего колеса;
5) – Цилиндр гидронатяжителя гусеницы;
6) – Опорные катки;
7) – Гидроамортизатор;
8) – Кронштейн промежуточного звена амортизатора;
9) – Поддерживающий ролик;
10) – Большая и малая пружины балансира;
11) – Кронштейн поддерживающего ролика;
12) – Балансир;
13) – Большая и малая пружины амортизатора;
14) – Поперечный брус рамы трактора;
15) – Защитный козырёк;
16) – Упорный кронштейн амортизатора;
17) – Ведущее колесо;
18) – Конечная передача;
19) – Звено гусеницы;
20) – Беговая дорожка звена гусеницы;
21) – Направляющая реборда звена гусеницы;
22) – Палец гусеницы;
23) – Стопорное кольцо;
24) – Шайба;
25) – Шток;
26) – Уплотнение штока;
27) – Дроссельное отверстие;
28) – Перепускной клапан;
29) – Кожух;
30) – Цилиндр;
31) – Подводящий канал;
32) – Клапан;
33) – Дроссельное отверстие;
34) – Компенсационный бачок.
Для более равномерного износа зубьев, а также для повышения ресурса ведущих колёс, число их зубьев принимается некратным числу звеньев и нечётным, а шаг зубьев – вдвое меньше шага гусеничной цепи. В данном случае зуб колеса участвует в работе один раз за два оборота и каждый раз с новой цевкой гусеницы.