При благоприятных погодных условиях и минимальной запылённости в кабине крутосклонного трактора ДТ-75К через окна возможна естественная вентиляция воздуха. Но в условиях повышенной запылённости, а также в жаркую погоду окна кабины трактора следует закрыть и включить вентиляционно-очистительную установку, осуществляющую принудительную вентиляцию воздуха в кабине с одновременным его увлажнением, очисткой от пыли и снижением температуры нагнетаемого воздуха.
На кронштейнах (2) устанавливается своими отбуртовками и закрепляется с помощью болтов, вкупе с поддоном (1), штампованное основание (3) [рис. 1].
Рис. 1. Вентиляционно-очистительная установка трактора ДТ-75К.
1) – Поддон;
2) – Кронштейн;
3) – Основание;
4) – Ось;
5) – Откидной винт;
6) – Кожух вентилятора;
7) – Гайка;
8) – Резиновый амортизатор;
9) – Электродвигатель;
10) – Распределительный патрубок;
11) – Заслонка;
12) – Вентиляционная труба;
13) – Шланг;
14) – Уплотнительное кольцо;
15) – Заборный патрубок;
16) – Сетка;
17) – Сливной шланг.
На основание (3) сверху монтируется закреплённый откидными винтами (5), шарнирно соединёнными с петлями основания посредством осей (4), кожух вентилятора (6). На верхних резьбовых концах винтов (5) навёрнуты специальные гайки (7) с пластмассовыми головками для ручной затяжки. При помощи этих гаек кожух вентилятора (6) плотно прижат к основанию.
Сверху на кожухе вентилятора (6) устанавливается и крепится болтами электродвигатель (9) марки МЭ22.
В кожухе вентилятора сбоку имеется короткая выходная труба, которая входит в нижнее отверстие распределительного патрубка (10), закреплённого парой болтов к вентиляционной трубе (12). В выходном раструбе патрубка (10), направленном внутрь кабины трактора ДТ-75К, посередине предусмотрена вертикальная ось с шарнирно закреплённой на ней плоской заслонкой (11). Регулировка направления потока нагнетаемого воздуха внутри кабины производится путём поворота данной заслонки.
Конструкция вентиляционно-очистительной установки крутосклонного трактора ДТ-75К в разрезе представлена на [рис. 2].
Рис. 2. Привод вентиляционно-очистительной установки трактора ДТ-75К.
1) – Поддон;
2) – Контрольная пробка;
3) – Основание;
4) – Соединительный валик;
5) – Вентилятор;
6) – Кожух вентилятора;
7) – Гайка;
8) – Резиновый амортизатор;
9) – Электродвигатель;
10) – Распределительный патрубок;
11) – Разбрызгиватель;
12) – Вентиляционная труба;
13) – Шланг;
14) – Испарительные пластины;
15) – Крышка;
16) – Горловина;
17) – Пластмассовая рукоятка;
18) – Стержень;
19) – Резиновая пробка;
20) – Водяная помпа.
Через переходную втулку соединён с валом электродвигателя круглый штампованный вентилятор (5) [рис. 2]. Также через промежуточную втулку и валик (4) с упругими муфтами с валом электродвигателя соединяется водяная помпа (20). Корпус водяной помпы (20) крепится болтами к кронштейну, который приварен к кожуху вентилятора.
В передней части основания в горловину, приваренную к нему сверху, монтируется вентиляционная труба прямоугольного сечения (12) [рис. 1], которая верхним концом соединяется с заборным патрубком (15). Указанный патрубок круговым фланцем закрепляется при помощи болтов к крыше кабины. Сетка закрывает выходное отверстие заборного патрубка. С помощью резиновых кольцевых прокладок (14) уплотнены места соединений заборной трубы.
Средняя часть заборной трубы имеет сквозное отверстие для установки разбрызгивателя (11) [рис. 2]. Посредством резинового шланга (13) разбрызгиватель сообщается с водяной помпой. Ниже разбрызгивателя внутри трубы установлены продольные испарительные пластины (14).
Со стороны, обращённой внутрь кабины трактора ДТ-75К, к основанию (3) приваривается заливная горловина (16). Вода заливается в поддон через данную горловину. Пробкой (2) контролируется уровень воды в поддоне. Между основанием и кожухом вентилятора, а также между основанием и поддоном размещены прокладки.
В самой нижней части поддона предусмотрено сливное отверстие. Снаружи на его патрубок надевается резиновый шланг. Нижний конец данного шланга выводится наружу через отверстие в стенке кабины. Сливное отверстие поддона закрывает специальная сборная пробка. Она состоит их следующих элементов: резиновой конической пробки (19), стержня (18), круглой пластмассовой рукоятки (17).
Крышка (15), оснащённая парой выступов на внутренней отбуртовке, закрывает заливную горловину. Она упирается этими выступами в отогнутую кромку горловины, что даёт ей возможность прочно удерживаться на месте.
Принцип работы вентиляционно-очистительной установки крутосклонного трактора ДТ-75К:
При включении электродвигателя (9) вместе с его валом приводится во вращение вентилятор (5), забирающий воздух внутри основания (3) над поверхностью воды в поддоне (1) и перегоняет его внутрь кабины через распределительный патрубок (10). Из-за образовавшегося разрежения под воздействием атмосферного давления в полость основания начинает поступать (через заборный патрубок (15) и вентиляционную трубу (12)) наружный воздух. Одновременно с началом работы вентилятора по резиновому шлангу (13) водяная помпа (20) подаёт воду из поддона в вентиляционную трубу к разбрызгивателю (11). В вентиляционной трубе воздух, поступающий снаружи, перемешивается с мелкораспылённой водой, что позволяет ему очиститься от пыли и прочих посторонних частиц, оседающих на капельках воды. Попадая на пластины (14), происходит быстрое испарение воды с их поверхности, благодаря чему снижается температура пластин и охлаждение проходящего мимо них воздуха.