Центробежные насосы применяются для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения. На автомобилях ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, а также тракторных дизельных двигателях СМД-62 и Д-240 центробежные насосы объединены с вентиляторами конструктивно и имеют общий привод от коленчатого вала посредством клиноремённой передачи. В дизельном двигателе КамАЗ-740 (автомобиль КамАЗ-5320), а также тракторном дизельном двигателе ЯМЗ-240НБ (тракторы К-700А и К-700) вентилятор и водяной насос выполнены как отдельные агрегаты.
Насос центробежного типа включает в себя корпус (1) [рис. 1, А], крыльчатку (2), смонтированную на валике (3), а также уплотнительное устройство. Во вращение валик (3) приводится от коленчатого вала посредством клиноремённой передачи. По патрубку (4) вода поступает внутрь корпуса (1) и к центру крыльчатки (2). В процессе вращения крыльчатки вода отбрасывается к стенкам корпуса центробежной силой, откуда потом вытесняется через отводящий патрубок (5), расположенный к корпусу по касательной, в водяную рубашку двигателя.
Рис. 1. Центробежный водяной насос.
А) – Схема устройства и работы насоса;
1) – Корпус насоса;
2) – Крыльчатка;
3) – Валик;
4) – Патрубок;
5) – Патрубок;
Б) – Водяной насос и вентилятор дизельного двигателя Д-240;
1) – Вентилятор;
2) – Ступица шкива;
3) – Сегментная шпонка;
4) – Валик водяного насоса;
5) – Шкив водяного насоса;
6) – Стопорное кольцо;
7) – Маслёнка;
8) – Упорная пружина сальника;
9) – Крыльчатка насоса;
10) – Болт;
11) – Сальник;
12) – Шайба сальника;
13) – Каркасный самоподжимной сальник;
14) – Корпус насоса;
15) – Шарикоподшипник;
16) – Клиновидный ремень;
17) – Каркасный самоподжимной сальник.
Насос двигателей СМД-62 и СМД-60 [рис. 2] монтируется на паре штифтов и крепится четырьмя болтами к передней крышке двигателя. Масло, подводимое под давлением из левой головки цилиндров через штуцер (21), используется для смазки подшипников (19) и (22). Масло вытекает из насоса по каналу (11) в приливы лапы (33) и затем сливается в поддон.
Рис. 2. Водяной насос дизельного двигателя СМД-62.
1) – Крыльчатка насоса;
2) – Крышка корпуса;
3) – Прокладка;
4) – Улитка насоса;
5) – Корпус насоса;
6) – Пружина сальника;
7) – Сальник;
8) – Обойма сальника;
9) – Уплотнительная шайба;
10) – Канал для удаления масла и воды, которые просачиваются через уплотнения;
11) – Передний сальник;
12) – Ступица шкива вентилятора;
14) – Шайба;
15) – Гайка;
16) – Шплинт;
17) – Шпонка;
18) – Стопорное кольцо;
19) – Передний подшипник валика насоса;
20) – Валик насоса;
21) – Отверстие для штуцера подвода масла в насос;
22) – Задний подшипник валика насоса;
23) – Валик насоса;
24) – Упорная втулка;
25) – Стопорное кольцо сальника;
26) – Отверстие для отвода из термостата воды;
27) – Разгрузочное отверстие крыльчатки насоса;
28) – Болт крепления крыльчатки;
29) – Угольник для шланга отвода воды из компрессора;
30) – Штуцер трубки для удаления воздуха из насоса;
31) – Входной патрубок насоса;
32) – Лапа крепления насоса с нагнетательным водяным каналом;
33) – Лапа крепления насоса с маслоотводящим каналом.
Ступица (13) шкива вентилятора насажена на переднем конце валика. Масло и вода, которые просачиваются через уплотнения, через канал (10) отводятся наружу.
Вентилятор увеличивает интенсивность теплоотведения путём формирования воздушного потока, направленного через радиатор. На двигателях СМД-62 и СМД-60 смонтирован шестилопастной вентилятор, который выштампован из стали. Лопасти (1) [рис. 3] приклёпаны к двойной крестовине (3), которая имеет форму шестиугольной звёздочки (по числу лопастей). Вентилятор закреплён на приводном шкиве (6) посредством четырёх болтов и застопорен замковыми шайбами. Привод во вращение вентилятор получает от коленчатого вала двигателя посредством клиноремённой передачи.
Рис. 3. Привод вентилятора и водяного насоса дизельного двигателя СМД-62.
1) – Лопасть вентилятора;
2) – Заклёпка;
3) – Крестовина вентилятора;
4) – Болт;
5) – Шайба;
6) – Шкив;
7) – Клиновые ремни;
8) – Зажимной болт;
9) – Трубка подвода масла;
10) – Водяной насос;
11) – Натяжной ролик;
12) – Кронштейн натяжного ролика;
13) – Гайка;
14) – Натяжной болт.
Конструкция водяных насосов двигателей ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53, а также дизельного двигателя Д-240 [рис. 1, Б] аналогична двигателям СМД-62 и СМД-60. Указанные водяные насосы отличаются только способом смазывания подшипников: водостойкая консистентная смазка подаётся через маслёнку (7), ввёрнутую в корпус (14) водяного насоса. У дизельного двигателя Д-240 вентилятор имеет четыре лопасти.