Водяной насос и вентилятор


* * *

Центробежные насосы применяются для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения. На автомобилях ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, а также тракторных дизельных двигателях СМД-62 и Д-240 центробежные насосы объединены с вентиляторами конструктивно и имеют общий привод от коленчатого вала посредством клиноремённой передачи. В дизельном двигателе КамАЗ-740 (автомобиль КамАЗ-5320), а также тракторном дизельном двигателе ЯМЗ-240НБ (тракторы К-700А и К-700) вентилятор и водяной насос выполнены как отдельные агрегаты.

Насос центробежного типа включает в себя корпус (1) [рис. 1, А], крыльчатку (2), смонтированную на валике (3), а также уплотнительное устройство. Во вращение валик (3) приводится от коленчатого вала посредством клиноремённой передачи. По патрубку (4) вода поступает внутрь корпуса (1) и к центру крыльчатки (2). В процессе вращения крыльчатки вода отбрасывается к стенкам корпуса центробежной силой, откуда потом вытесняется через отводящий патрубок (5), расположенный к корпусу по касательной, в водяную рубашку двигателя.

Центробежный водяной насос

Рис. 1. Центробежный водяной насос.

А) – Схема устройства и работы насоса;

1) – Корпус насоса;

2) – Крыльчатка;

3) – Валик;

4) – Патрубок;

5) – Патрубок;

Б) – Водяной насос и вентилятор дизельного двигателя Д-240;

1) – Вентилятор;

2) – Ступица шкива;

3) – Сегментная шпонка;

4) – Валик водяного насоса;

5) – Шкив водяного насоса;

6) – Стопорное кольцо;

7) – Маслёнка;

8) – Упорная пружина сальника;

9) – Крыльчатка насоса;

10) – Болт;

11) – Сальник;

12) – Шайба сальника;

13) – Каркасный самоподжимной сальник;

14) – Корпус насоса;

15) – Шарикоподшипник;

16) – Клиновидный ремень;

17) – Каркасный самоподжимной сальник.

Насос двигателей СМД-62 и СМД-60 [рис. 2] монтируется на паре штифтов и крепится четырьмя болтами к передней крышке двигателя. Масло, подводимое под давлением из левой головки цилиндров через штуцер (21), используется для смазки подшипников (19) и (22). Масло вытекает из насоса по каналу (11) в приливы лапы (33) и затем сливается в поддон.

Водяной насос дизельного двигателя СМД-62

Рис. 2. Водяной насос дизельного двигателя СМД-62.

1) – Крыльчатка насоса;

2) – Крышка корпуса;

3) – Прокладка;

4) – Улитка насоса;

5) – Корпус насоса;

6) – Пружина сальника;

7) – Сальник;

8) – Обойма сальника;

9) – Уплотнительная шайба;

10) – Канал для удаления масла и воды, которые просачиваются через уплотнения;

11) – Передний сальник;

12) – Ступица шкива вентилятора;

14) – Шайба;

15) – Гайка;

16) – Шплинт;

17) – Шпонка;

18) – Стопорное кольцо;

19) – Передний подшипник валика насоса;

20) – Валик насоса;

21) – Отверстие для штуцера подвода масла в насос;

22) – Задний подшипник валика насоса;

23) – Валик насоса;

24) – Упорная втулка;

25) – Стопорное кольцо сальника;

26) – Отверстие для отвода из термостата воды;

27) – Разгрузочное отверстие крыльчатки насоса;

28) – Болт крепления крыльчатки;

29) – Угольник для шланга отвода воды из компрессора;

30) – Штуцер трубки для удаления воздуха из насоса;

31) – Входной патрубок насоса;

32) – Лапа крепления насоса с нагнетательным водяным каналом;

33) – Лапа крепления насоса с маслоотводящим каналом.

Ступица (13) шкива вентилятора насажена на переднем конце валика. Масло и вода, которые просачиваются через уплотнения, через канал (10) отводятся наружу.

Вентилятор увеличивает интенсивность теплоотведения путём формирования воздушного потока, направленного через радиатор. На двигателях СМД-62 и СМД-60 смонтирован шестилопастной вентилятор, который выштампован из стали. Лопасти (1) [рис. 3] приклёпаны к двойной крестовине (3), которая имеет форму шестиугольной звёздочки (по числу лопастей). Вентилятор закреплён на приводном шкиве (6) посредством четырёх болтов и застопорен замковыми шайбами. Привод во вращение вентилятор получает от коленчатого вала двигателя посредством клиноремённой передачи.

Привод вентилятора и водяного насоса дизельного двигателя СМД-62

Рис. 3. Привод вентилятора и водяного насоса дизельного двигателя СМД-62.

1) – Лопасть вентилятора;

2) – Заклёпка;

3) – Крестовина вентилятора;

4) – Болт;

5) – Шайба;

6) – Шкив;

7) – Клиновые ремни;

8) – Зажимной болт;

9) – Трубка подвода масла;

10) – Водяной насос;

11) – Натяжной ролик;

12) – Кронштейн натяжного ролика;

13) – Гайка;

14) – Натяжной болт.

Конструкция водяных насосов двигателей ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53, а также дизельного двигателя Д-240 [рис. 1, Б] аналогична двигателям СМД-62 и СМД-60. Указанные водяные насосы отличаются только способом смазывания подшипников: водостойкая консистентная смазка подаётся через маслёнку (7), ввёрнутую в корпус (14) водяного насоса. У дизельного двигателя Д-240 вентилятор имеет четыре лопасти.

17*

Яндекс.Метрика