Возможные неисправности кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения


* * *

Детали кривошипно-шатунного механизма в процессе эксплуатации ДВС работают надёжно и не нуждаются в периодическом техническом обслуживании. Однако вследствие несоблюдения правил эксплуатации либо небрежной сборки возможно возникновение неисправностей в работе механизма либо преждевременный износ данных деталей.

Признаки увеличенного износа деталей ЦПГ (цилиндро-поршневой группы) либо залегания поршневых колец:

1) – повышенный расход на угар картерного масла;

2) – дымный выпуск;

3) – интенсивный выход из сапуна газов;

4) – падение эффективной мощности;

5) – увеличение удельного расхода топлива.

В процессе замены деталей ЦПГ и с целью создания требуемых зазоров в сопряжениях следует помнить, что поршни (по наружному диаметру) и гильзы цилиндров (по внутреннему диаметру) сортируются на размерные группы. Маркировка соответствующих групп наносится на днище поршня и верхний бурт гильзы. Также на размерные группы сортируются и поршневые пальцы (по наружному диаметру), поршни (по диаметру отверстия бобышек), шатуны (по внутреннему диаметру втулки). Обозначение размерной группы осуществляется краской, которая наносится на стержень шатуна, бобышку поршня и внутреннюю поверхность пальца.

В комплект двигателя необходимо подбирать поршневые пальцы, гильзы, шатуны и поршни одинаковой размерной группы. Помимо этого, шатуны и поршни также сортируются по массе на группы. У деталей в комплекте должна быть минимальная разность масс. Поршневой палец запрессовывается в бобышки нагретого поршня с одним установленным стопорным кольцом. Для разборки данных деталей их необходимо нагреть в масляной ванне.

Давление масла в главной магистрали характеризует состояние (зазоры) подшипников коленчатого вала. В случае его падения следует проверить на предмет неисправности манометр, фильтры, клапаны, масляный насос, а также подводящие трубки. Если данные элементы исправны, то необходимо вскрыть коренные и шатунные подшипники и определить состояние вкладышей, трущихся поверхностей и зазоры. Зазоры определяются как разность диаметра вкладышей, которые зажаты крышкой в постели шатуна либо блока, и шейки вала. В процессе замены вкладышей подшипников коленчатого вала не стоит забывать о том, что они изготавливаются двух номиналов. При замене вкладышей их необходимо устанавливать того же номинала, который имеют шейки коленчатого вала. За счёт этого обеспечивается поддержание требуемого радиального зазора в строго определённых пределах.

Предельные значения овальности шеек коленчатого вала и зазоров в подшипниках указываются в руководстве по эксплуатации двигателя.

Также там приводятся необходимые усилия затяжки маховика, шатунных и коренных подшипников, крепёжных деталей головки цилиндра.

17*

Яндекс.Метрика