При эксплуатации дизеля техническое обслуживание механизма газораспределения трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 включает в себя контроль и обеспечение требуемых зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов, а также моментов затяжки болтов крепления головки цилиндров.
Проверка и регулировка (если необходимо) величины зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов производится через каждые 500 мото/ч, а также при появлении стука клапанов либо после снятия головки цилиндров. Проверка зазоров должна выполняться на холодном двигателе. Величина указанных зазоров должна составлять:
— для впускных клапанов 0,25 мм,
— для выпускных клапанов 0,45 мм.
Порядок регулировки (на холодном двигателе) величины зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов:
— Снять колпак (13) [рис. 1];
Рис. 1. Двигатель Д-245Л (продольный разрез) трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
13) – Колпак;
14) – Крышка головки цилиндров.
— Проверить качество крепления стоек оси коромысел (11) [рис. 2];
Рис. 2. Двигатель Д-245 (поперечный разрез) трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Распределительный вал;
2) – Толкатель;
3) – Направляющая втулка клапана;
4) – Клапан;
5) – Штанга;
6) – Регулировочный винт;
7) – Коромысло;
8) – Ось коромысла;
9) – Тарелка;
10) – Сухарь;
11) – Стойка;
12) – Внутренняя пружина;
13) – Наружная пружина.
— Провернуть коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в 1-вом цилиндре (впускной клапан открывается, выпускной клапан закрывается);
— Отрегулировать величину зазора в 4, 6, 7, 8-ом клапанах (отсчёт от 1-вого цилиндра);
— Провернуть коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в 4-ом цилиндре, отрегулировать зазор в 1, 3, 5-ом клапанах.
Установка зазора производится путём вворачивания/выворачивания из коромысла регулировочного винта (6), предварительно отпустив контргайку винта и установив требуемый зазор между бойком коромысла и стержнем клапана по щупу. По завершении установки зазора надлежит надёжно затянуть контргайку регулировочного винта, удерживая его при помощи отвёртки. Необходимо повторно проверить величину зазора, потому что при затягивании контргайки она могла измениться.
Регулировка клапанов производится также по положению поршня в верхней мёртвой точке (в. м. т.). С этой целью, путём поворота коленчатого вала до положения в. м. т. поршня первого цилиндра, осуществляется регулировка клапанов этого цилиндра. Установка зазоров клапанов других цилиндров (в порядке их работы: 1-3-4-2) выполняется аналогично.
Порядок проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров (на холодном дизеле, через 1000 мото/ч):
— Снять колпак (13) [рис. 1] и крышку (14);
— Снять ось коромысел (8) [рис. 2] с коромыслами (7) и стойками (11);
— Проверить при помощи динамометрического ключа затяжку всех болтов крепления головки цилиндров. Последовательность проверки представлена на [рис. 3]. Значение момента затяжки должно лежать в пределах 157-176 Н•м (16-18 кгс•м);
Рис. 3. Схема последовательности затяжки болтов головки цилиндров двигателя Д-245 трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
— По завершении указанной операции надлежит в обратной последовательности установить на место снятые сборочные единицы и детали и выполнить регулировку зазора между бойками коромысел и стержнями клапанов.