Перед тем как вынуть поршень из гильзы, необходимо произвести тщательную очистку от нагара верхнего пояса цилиндра, за счёт чего выход поршня из гильзы станет свободнее. Запрещено выталкивать поршень путём ударов металлическими предметами по нижней головке шатуна. Для данной цели допускается применение деревянной выколотки.
Новые кольца, установленные на поршнях, должны иметь зазор в замке 0,45-0,65 мм. Замена поршневых колец должна производиться в случае, когда зазор в замке кольца более 6 мм (для компрессионных колец) и 3 мм (для маслосъёмных колец) либо когда зазор по высоте между поршневой канавкой и кольцом более 0,5 мм (для верхней канавки) и 0,4 мм (для остальных канавок). В процессе установки колец не следует забывать, что первое (верхнее) кольцо должно быть хромированным, а второе и третье кольца – нехромированными. Сечение всех компрессионных колец представляет собой одностороннюю трапецию. На поршень они устанавливаются конической поверхностью вверх. Разделение торцевых поверхностей на верхние и нижние у маслосъёмных колец не производится. При осуществлении замены поршневых колец необходимо тщательно очищать от нагара и промывать керосином либо дизельным топливом днище поршневой канавки под кольца, а также маслоотводящие отверстия.
При повороте горизонтально расположенного поршня должно происходить плавное перемещение колец в канавках, и кольца должны утопать в них под воздействием собственного веса. В случае замены резиновых уплотнительных колец гильзы следует устанавливать в те же цилиндры и в то же положение (не разворачивая). Если в процессе ремонта не производится замена гильз и поршней, то работающие поршни следует устанавливать в те же гильзы, в которых они работали.
Поршни подлежат замене в случае, когда зазор по высоте между новым компрессионным кольцом и верхней канавкой превысит 0,5 мм либо когда зазор между гильзой и юбкой поршня превысит 0,6 мм (при положении поршня в в.м.т.). В последнем случае вместе с поршнем необходимо заменить и гильзу.
Проверка величины зазора в нижней части юбки поршня осуществляется посредством длинного ленточного щупа, который нужно заложить между гильзой и поршнем (без колец), в перпендикулярной оси поршневого пальца плоскости. При замене гильзы следует тщательно очистить выточку под бурт гильзы, расположенную на верхней плоскости блока. Выступание бурта гильзы над плоскостью блока не должно превышать 0,65 мм. Несоблюдения данных требований влечёт за собой увеличение овальности установленной новой гильзы и, как следствие, повышенный расход масла.
Новые гильза и поршень должны быть подобраны по размерам перед установкой. Размерная группа поршня указывается на его днище, а размерная группа гильзы – на верхней торцовой поверхности. Гильза и поршень должны относиться к одной размерной группе.
Поршень необходимо нагреть в масле до температуры 80-100 град. Цельсия перед сборкой его с шатуном, что даёт возможность беспрепятственно вставить палец в расширенные от нагрева отверстия, расположенные в бобышках поршня. Запрещено устанавливать поршневой палец методом запрессовки.
Рис. 1. Расположение меток на шатуне двигателя А-01М трактора Т-4А.
1) – Место обозначения веса нижней головки шатуна;
2) – Место обозначения веса верхней головки шатуна;
3) – Обозначение размерной группы шатуна;
4) – Обозначение порядкового номера цилиндра;
5) – Метки спаренности шатуна.
Соединение шатуна с поршнем осуществляется таким образом, чтобы в процессе установки в цилиндр камера сгорания была смещена в противоположную распределительному валу сторону, а шатун – меткой обозначения порядкового номера к распределительному валу [рис. 1].
Рекомендуется определять зазор в коренных и шатунных подшипниках путём сравнения результатов измерения диаметров вкладышей и шейки. Для измерения диаметра и овальности шейки применяется микрометр, а диаметра зажатых в постели вкладышей – индикаторный нутромер.
В случае превышения зазора в шатунных и коренных подшипниках значения в 0,5 мм, требуется перешлифовка шеек коленчатого вала (шатунных и коренных), а также замена вкладышей новыми (соответствующего ремонтного размера).
Таблица. 1. Ремонтные размеры вкладышей коренных и шатунных подшипников и шеек коленчатого вала двигателя А-01М трактора Т-4А.
Группа (стандарт) вкладышей коренных подшипников | Ремонтные размеры коренных шеек (мм) | Вкладыши шатунных подшипников | Ремонтные размеры шатунных шеек (мм) | |
для 1, 2, 3, 5, 6 коренных подшипников | для 4, 7 коренных подшипников | |||
6Т2-0416-1 | 6Т2-0418-1 | 105-0,015 | 01-0308 | 88-0,015 |
6Т2-0417-1 | 6Т2-0419-1 | |||
6Т2-0416-1-БР | 6Т2-0418-1-БР | 104,75-0,015 | 01-0308-1-БР | 87,75-0,015 |
6Т2-0417-1-БР | 6Т2-0419-1-БР | |||
6Т2-0416-1-ВР | 6Т2-0418-1-ВР | 104,5-0,015 | 01-0308-1-ВР | 87,5-0,015 |
6Т2-0417-1-ВР | 6Т2-0419-1-ВР | |||
6Т2-0416-1-ГР | 6Т2-0418-1-ГР | 104,25-0,015 | 01-0308-1-ГР | 87,25-0,015 |
6Т2-0417-1-ГР | 6Т2-0419-1-ГР | |||
6Т2-0416-1-ДР | 6Т2-0418-1-ДР | 104,0-0,015 | 01-0308-1-ДР | 87-0,015 |
6Т2-0417-1-ДР | 6Т2-0419-ДР |
На наружной поверхности вкладыша нанесены следующие обозначения: ремонтный размер, номер и величина уменьшения по внутреннему диаметру.
Таблица 2. Маркировка коленчатого вала двигателя А-01М трактора Т-4А.
Номер вала | Маркировка стандарта в конце номера вала | Диаметр шеек (мм) | |
коренных | шатунных | ||
01-0401 | 2НШ | 105-0,015 | 88-0,015 |
01-0401 | 2НШ | 105-0,015 | 87,75-0,015 |
01-0401 | 2НК | 104,75-0,015 | 88-0,015 |
01-0401 | 2НШК | 104,75-0,015 | 87,75-0,015 |
Номер вала выштампован на 9-ой щеке, а номер детали и маркировка стандарта выбиты на 2-ой щеке. Устанавливаемые на двигатель коленчатый вал, а также вкладыши шатунных и коренных подшипников должны быть строго одной размерной группы. Запрещается установка вала и вкладышей из разных размерных групп.
Перед сборкой следует прочистить и промыть керосином либо дизельным топливом с последующей продувкой сжатым воздухом всех масляных каналов в шатунах и коленчатом валу. Далее необходимо проконтролировать состояние вкладышей, шеек коленчатого вала, плоскостей и постелей разъёма подшипников в шатунах и блоке. Обнаруженные заусенцы, забоины, вмятины и риски следует тщательно зачистить.
В процессе сборки должна обеспечиваться чистота всего инструмента и деталей. Наружные поверхности и постели требуется насухо протереть, а шейки вала смазать тонким слоем дизельного масла.
Запрещено проводить следующие манипуляции:
1) – шабрить вкладыши;
2) – устанавливать какие-либо прокладки между плоскостями разъёма подшипников и между вкладышем и его постелью;
3) – переставлять шатунные крышки с одного шатуна на другой либо переворачивать их;
4) – переставлять с одного места на другое крышки коренных подшипников.
Последовательность укладки перешлифованного коленчатого вала в блок:
1) – подбор коренных вкладышей по ремонтным размерам вкладышей и ремонтному размеру шеек вала;
2) – произвести тщательную очистку плоскостей разъёма, постелей и вкладышей;
3) – установить вкладыши в постели блока и крышек (нельзя допускать качание установленных вкладышей, а также их зависание на фиксирующих выступах). В случае зависания необходимо зачистить наружные поверхности вкладыша в области фиксирующего выступа;
4) – установить крышки коренных подшипников согласно цифрам, которые выбиты на них, а также на нижней поверхности блока;
5) – затянуть гайки крепления коренных подшипников посредством тарированного ключа (момент затяжки – 41-44 кгс•м);
6) – установить крышки коренных подшипников (в сборе с вкладышами) в то положение, в котором они находились на двигателе до его разборки;
7) – измерить величину внутренних диаметров всех коренных подшипников и, после вычитания соответствующего диаметра коренных шеек, определить величины имеющегося зазора (в вертикальной плоскости);
8) – если зазор укладывается в допустимые пределы (0,096-0,152 мм для коренных и 0,076-0,126 мм для шатунных), то нужно снять крышки коренных подшипников, обильно смазать коренные шейки дизельным маслом;
9) – уложить коленчатый вал и снова установить крышки, после чего затянуть подшипники гайками. Затяжка гаек должна производиться равномерно, в 2-3 приёма. Начинать нужно со среднего коренного подшипника и заканчивать крайними [рис. 2];
10) – проверить лёгкость вращения вала от руки после затяжки коренных подшипников. Величина продольного зазора в упорных полукольцах должна быть в пределах 0,095-0,335 мм;
11) – застопорить гайки шпилек путём отгибания замковых пластин на грани гаек. Равномерно затянуть шатунные болты (момент затяжки – 16-18 кгс•м).
Рис. 2. Последовательность затяжки гаек крепления коренных подшипников коленчатого вала двигателя А-01М трактора Т-4А.